Данная статья получилась из
дискуссии с otrad, спасибо ему за интерес к теме и за
продуктивные возражения. Так как ответ получился слишком большим для простого
комментария, и, ПМСМ, достаточно интересным, я счет разумным опубликовать его в
виде отдельной статьи.
Итак, почему же плох альтруизм?
Разве плохо, когда люди выстраиваются в очередь пойти в разведку или на
верную смерть, готовы делиться последним ради своего товарища? А как удобно
управлять таким обществом, где массы людей готовы исполнить любой, самый
отчаянный приказ?
Хотя тут-то вы уже и начали
наверняка чувствовать некоторую фальшь. Ничего себе легко! Пускай эти идиоты
легко выполняют самые невероятные команды, но ведь их при этом теперь проблема
остановить! Так как теперь их основная ценность – пожертвовать собой ради
товарища, они тупо лезут на рожон при первой же возможности с прямым вредом для
дела.
Разумеется, это абстрактное рассуждение, так как природный эгоизм обычно
сильнее всякой нерациональной мотивации и здравый смысл в итоге побеждает. Но в
мысленном опыте такой сдерживатель мы специально отключили. А когда инстинкт
самосохранения не работает, что толку от таких солдат? Оказывается, альтруизм
без весьма существенной доли эгоизма не так уж и хорош, наоборот он опасен и вреден.
Причем наиболее это очевидно на бытовых, а не героических примерах.
Возьмем классический пример: Вам и Вашему
другу нравится одна и та же девушка. Альтруист просто обязан уступить, так как
ему благо друга дороже личного. Но то же самое должен сделать и его друг. И
получается то же соревнование, та же конкуренция, только «в поддавки». Причем,
кто играл в шахматы или шашки в поддавки подтвердит: такая игра требует ничуть
не меньше ума и способностей, чем обычные шахматы, где целью ставится победить,
а не проиграть. Т.е. альтруизм – простое обратное отражение эгоизма, где черное
меняется на белое, плюс на минус, конкуренция на поддавки. Но негатив эгоизма гораздо
более вреден для общества, чем сам эгоизм.
Ибо в примере спора с другом на место девушки можно поставить конкурс на
учебу в престижном ВУЗе, или ответственную должность, или участие в определенном деле. И такая игра в
поддавки, в отличие от обычной человеческой конкуренции, очевидно,
разрушительна для общества. Руководить таким обществом совершенно невозможно:
непонятно, человек действительно так умело играет в поддавки, что побеждает в
этой игре, или он просто-напросто в самом деле не жаждет конечного приза и попросту
не играет.
Вполне очевидна шизофрения подобного общества и в случае войны: как
отличить дезертира от храброго солдата, который уступает возможность умереть за
Родину из альтруизма, наперекор собственному страстному желанию.
Именно это и позволяет мне утверждать, что
альтруизм – порочная идея, она неизбежна без лицемерия и передергиваний, и
может служить лишь для опорочивания самой идеи служения.
На этот тезис можно возразить: но ведь альтруизм не обязательно означает
самопожертвование ради интересов друга или «ближнего», но может быть исключительно
ради общества в целом.
Но весь фокус в том, что такой критерий не работоспособен. Что это за
абстракция «польза общества в целом»? Как определить, следует уступить другу
любимую или нет, с точки зрения такого критерия? Как определить, стоит ли
уступить ему должность или свое дело?
Как заранее узнать, кто более порядочен, талантлив, трудолюбив, и таким образом
наиболее полезен обществу?
Более того, даже если пользу общества
сформулировать исключительно в христианских ценностях (Спасение, стяжание
Святого духа, Любовь), то и эти ценности не позволяют управлять альтруизмом. Наоборот,
здесь, как вкратце и, может не совсем удачно, было показано в Словаре
лживых слов, и начинаются самые дикие несуразности.
Если признать за ценность Спасение, то альтруизм означает, что главное –
это спасение остальных, а свое – постольку-поскольку. Следовательно, если
человек жил как попало, но проповедованием, властью или хитростью склонил
значительное число людей к Богу, то это лучше, чем его личное Спасение. Более
того, если антипример, то есть жизнь бунтовщика, насильника и негодяя оказали
свое пропагандитское действие и склонили людей к Церкви, то выходит такой человек святой и чуть ли не
апостол.
Называется, приплыли. Поэтому эгоизм гораздо
ближе к Богу, чем альтруизм. Как впрочем, и к человеку. И ничего в нем плохого
нет, Бог его нам не запрещал, заповеди не запрещают заботиться о себе. Более
того, они апеллируют именно к эгоизму, так как именно эгоизм требует Спасения и
себя и ближних. Без стремления к личному Спасению любые апостольские и проповеднические
потуги просто нелепы и лицемерны.
Здесь так же можно привести наглядный пример. Ваша любовь к собственным
детям это эгоизм или альтруизм? Конечно эгоизм, хоть и направленный не лично на
себя. Именно таков и характер эгоистичной христианской любви: этот дом, город, страна, планета и Вселенная – лично
мои, и мне не все равно, что пишет на заборе хулиган или замышляет соседний
демократический разбойник. Потому, что все здесь мое, и я лично несу за все происходящее
ответственность перед Богом. И такое восприятие мира – чистейший эгоизм. А не «абстрактное общечеловеческое благо».
И напоследок, почему именно риунизм и чем он
отличается от альтруизма. Риунизм – это не игра в поддавки, но и не игра ради азарта
победы. К необходимости риунизма я логически пришел из отрицания традиционной
эгоистической конкуренции. Но ведь и совсем
без конкуренции общество нежизнеспособно. Как и без иерархии. Наличие Единого
Бога означает как раз необходимость не просто иерархии, но единоначалия.
Поэтому риунизм - это тоже
конкуренция, как и иерархия, но
несколько иного рода. Причем риунизм гораздо ближе к эгоизму, чем к альтруизму,
так как никаких поддавков не предполагает. Более того, риунизм и есть эгоизм,
но эгоизм совершенно иных ценностей, совершенно иного конкурса способностей.
Это конкурс дел и результатом его является исключительно дополнительная работа
и ответственность. А такой приз автоматически уравнивает победителя и проигравшего.
Более того, мир так мудро устроен, что в таком конкурсе проигравших просто не
будет: они изначально не явятся на конкурс.
То есть это вообще отказ от азартных игр и принципиально иной способ
конкуренции между людьми за должности, за возможности делать дело или даже за
женщину.
Например, в случае конкуренции за женщину,
риунизм заключается не в поддавках, и не
в конкурсе мачизма, а в возможности предложить верный и счастливый союз. Который
в первую же очередь на всю жизнь сурово обязывает как мужчину-победителя, так и
саму женщину. (Напомню, по правилам Православия, мужчина может жениться дважды,
причем второй раз только на незамужней девушке, разведенная женщина, но не
вдова, выйти замуж не может. Что и обеспечивает ответственность каждой из брачующихся
сторон). Разве в таком случае победитель не равен проигравшему? И много ли
будет претендентов на таких условиях конкурса?
То есть это такая ситуация, когда в обществе формируется множество
иерархий на самые различные вкусы и каждый имеет возможность сколько угодно подниматься
в той иерархии, которая ему ближе, так как соперников, по сути, нет. При этом
предполагается (может и недостаточно обоснованно), что при длительном
обогащении или целенаправленной селекции людей именно риунистическая мотивация
и иерархия будут преобладать. И тогда традиционная материальная мотивация
станет бессмысленной. По большому счету этот тезис идентичен известному тезису
марксизма-ленинизма, что «труд есть потребность». Я лишь добавляю, что не
только труд, но и ответственность и объясняю причину такой непривычной
мотивации – Любовь.
Т.е. риунизм – это высшая форма эгоизма, когда каждое риунистическое «я»
становится миром. В котором находится и вполне непротиворечивое, но временное
место так же и простому эгоизму людей, с более узким мировоззрением, для
которых «я» ограничивается забором вокруг родного дома с его обитателями.
Да, ещё одно соображение. Все конкурсы жеребцов устраиваются исключительно самими женщинами ради развлечения. В силу просто пещерной глупости такие женщины ищут не достойного спутника жизни, а приключений, ну и находят естественно. Тогда как при условии понимания женшиной своей ответственности, при отсутствии вольных и невольных провокаций, круг претендентов всегда сужается и петушиные бои вести просто некому.
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьВот глюкало blogspot, потерял середину комментария... Переформатирую, цитаты выделяю "===".
ОтветитьУдалить=== На этот тезис можно возразить: но ведь альтруизм не обязательно означает самопожертвование ради интересов друга или «ближнего», но может быть исключительно ради общества в целом. ===
Вот именно. "Отдать свою девушку другу" или "спасти девушку" - совсем разные вещи :)
=== риунизм – это высшая форма эгоизма, когда каждое риунистическое «я» становится миром. ===
Вот вы и дали определение альтруизма. Жизнь во имя ценностей высшего порядка, а не поддавки на бытовом уровне. На первом уровне (до уровня семьи) человек - зверь, его задача выжить самому и размножить свои гены дальше. Без выполнения этой базовой задачи все "высшие порядки" невыполнимы физически - некому выполнять :) Поэтому на этом уровне и "альтруизм" вполне себе животный - подчинен этим целям - забота о потомстве и охрана самок инстинктивна, она присуща всем высшим животным (вариации незначительны - некоторые виды заботятся только о своих личных детях, а чужих поедают или просто убивают). А вот на уровне племени, народа, человечества задачи такого масштаба, который "не приходит в голову" зверя. Собственно человек тогда и перестал быть зверем, когда придумал золотое правило человеческого общежития - "поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой" (его приписывают христианству, но на самом деле во всех концах света его наверняка изобрели независимо :). Т.е. альтруизм - это эгоизм, когда под эго считаешь не только себя, и готов соизмерять с масштабом целей и последствий. Когда себя считаешь клеткой живых организмов более высокого порядка - вплоть до Бога или Вселенной, и с учетом этого (а не только себя-мелкого) и действуешь.
=== Все конкурсы жеребцов устраиваются исключительно самими женщинами ради развлечения. В силу просто пещерной глупости ===
Не ради развлечения (не было развлечений в те времена, когда это поведение закреплялось у млекопитающих в процессе эволюции :), а именно по "глупости" (обстоятельства с тех пор изменились, поэтому разумные по тогдашним меркам инстинкты сейчас выглядят глупо). Собственно с этим вопросом уже хорошо разобрались этологи, в базовом половом поведении люди мало отличаются от прочих приматов, тут добавить нечего. Требовать от девочек-подростков и от девушек (и от молодого сильного пола тоже) знания этого предмета также глупо и наивно - наши предки это понимали, поэтому ограничивали свободу молодежи на уровне табу (преподаваемых "на веру", т.е. в религии, и только с возрастом человек может понять, что "религиозные" требования - разумные требования, не "от балды", и может быть даже не от Бога, а обобщенный опыт поколений - культура). "Внесемейный" альтруизм - из той же оперы, т.е. тоже плод многовековой "культивации культуры", нашего "второго генома". Есть молодые нации, которые до этого еще сами не додумались, поэтому (узнав от старших наций :) считают это глупыми предрассудками.
«Вот именно. "Отдать свою девушку другу" или "спасти девушку" - совсем разные вещи :)»
ОтветитьУдалитьТак спасти старушку и поблагороднее будет ))) Но речь же идет именно о половом конфликте))
____________________________________________________________________
«Вот вы и дали определение альтруизма. Жизнь во имя ценностей высшего порядка, а не поддавки на бытовом уровне.»
Да, но альтруизм по определению ставит общество выше себя, я же поднимаю себя на уровень хозяина Вселенной. И это – именно эгоизм, именно стяжание, но иного рода, чем примитивный эгоизм, к которому все привыкли. И это совершенно не альтруизм.
Определение альтруизма таково:
Альтруи́зм (лат. Alter — другой) — нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека (людей). Как правило, используется для обозначения способности приносить свою выгоду в жертву, ради общего блага. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B8%D0%B7%D0%BC
Поэтому тождество альтруизма и риунизма (я так понимаю именно в этом Ваша критика) неверно. Наиболее общеупотребительное употребление этого слова именно жертва своими интересами ради других, а это есть чушь.
_____________________________________________________________________
«Не ради развлечения (не было развлечений в те времена, когда это поведение закреплялось у млекопитающих в процессе эволюции :)»
Так и сейчас «правильный левак укрепляет брак». А так же позволяет детям получить наиболее сильный набор генов. Надеюсь Вам не стоит объяснять, что это чушь. Лошадиные морды блядствующих иностранок, тех же француженок – вот Вам мое доказательство.
Да, и спасибо за вопросы, очень острые )))
ОтветитьУдалитьМожет лучше что то типа землячества- поднялся сам помоги другому ( не в ущерб себе) только в планетарном масштабе.Ну и жабу закопать поглубже))
ОтветитьУдалитьВ том то и дело: не закопать, а именно искоренить. Ночью удалось все сформулировать очень коротко, даже самому обидно))):
ОтветитьУдалитьРиунизм предполагает не жертву себя высшим интересам, как альтруизм, а именно такой духовный рост, когда жертвовать будет просто нечем. Или как Вы сказали: жабу сначала просто закопают, а потом она и умрет совсем.
Например в случае 2 парней и девушки ситуация решается предельно просто. Если я действительно люблю эту девушку, но вижу, что она счастливо любит другого, что моя настойчивость поломает счастье близких мне людей, да и мое собственно тоже: какой логичный поступок следует из моего же эгоизма?
Т.е. проблема не в конфликте интересов, проблема в том, что мы сами не умеем строить свою жизнь правильно и счастливо, в погоне за минутными радостями уничтожаем подлинное счастье. Или мир, если говорить очень точным церковным языком.
Именно такая ситуация 2 парней и девушки блестяще сыграна в фильме "Офицеры"
ОтветитьУдалить