понедельник, 25 июля 2011 г.

О долговом кризисе.

   Данная статья  возникла в продолжение дискуссии на ВиМе, со сторонником  взглядов М.Хазина на природу современного кризиса. Там это был бы оффтоп, но тема интересная.
   Изложу вкратце суть.
   В переводной статье была изложена интересная интерпретация ситуации в ФЕД.  Гейвин Дэвис весьма обоснованно недоумевает по поводу странного отсутствия уверенности главы ФЕД в удивительных целебных свойствах количественного смягчения для решения имеющихся проблем. А так же недоумевает, почему это глава монетарной власти так сильно обеспокоен ситуацией на рынке занятости и вместо активных действий «умывает руки», довольствуясь мантрой: «рынки должны сконцентрироваться».
   При этом в точно таком подвешенном состоянии находится и весь ФЕД, в нем явно нет преобладающего уверенного ответа на вопрос:  «что делать?».
  Из статьи я сделал вывод, что мой прогноз, «что будет 1 августа»,  исполняется буквально и немедленно: нас ожидает жесткое дефляционное сжатие, хотя для себя США и зарезервирует, конечно, некоторые тайные отдушины, чтобы их мотор не захлебнулся первым. А дальше, когда кризис выйдет за границы США, у них полегчает.
  Но моя логика столкнулась с жесткой дискуссией со стороны Юрия. Суть наших разногласий – я вижу исключительно геополитические причины в современном кризисе и отрицаю экономические.
  Юрий (как, впрочем, и Хазин) предполагает в основе именно  экономические причины, невозможность бесконечной жизни в долг, а следовательно и неизбежный конец «вьющейся веревочки». А так как весь нынешний объем потребления и производства рассчитан именно на непрерывную стимуляцию, то переход на «безнаркотиковый» режим означает неизбежную коррекцию достигнутого уровня, которая оценивается в 55-60%.
  Подчеркну причины неизбежности краха: прием наркотиков в виде долга требует все более  и более существенных доз, до тех пор пока больной не получает уже ни  удовольствия, ни облегчения  и просто борется с нарастающей болью.
  Соответственно, в рамках этого видения невозможно дать прогноз по срокам: больного может скрутить в любой момент, но и прожить он тоже может относительно долго. И даже пережить нескольких здоровяков-спортсменов.
   Так же нет и существенных «поворотов», больной медленно катится на кладбище, испытывая все более короткие вспышки облегчения и все более затяжные периоды слабости.
  Т.е. можно записываться в коммунисты: капитализм оказался хорош, но лишь пока принимал стероиды, а как только решил начать здоровый образ жизни, оказался хилым хлюпиком, неспособным обеспечить людям материальное благополучие. Да здравствует Маркс? У Кощея есть срок годности?  И вместо рабочее-крестянской новая, планктонно-гастрабайтерская рука по-прежнему сжимает, а разум кипит?
   Для критики этой интерпретации я привел диаграмму, отрицающую сколько-нибудь серьезный уровень долга в США. Логика такая: почти все экономисты послевоенный период считают годами подлинного расцвета могущества США. (Бреттон-Вудс, золотой запас, реальная индустриальная экономика,  исторически наибольшая доля в ВВП мира).



 И именно в это время долг США достиг 120%. Так что говорить о долговой пирамиде и неизбежном её крахе, на мой взгляд, нет ни малейших оснований. Кроме разве что, большого желания, чтобы это так и было.
  Но выписываться из коммунистов оказалось рано. (И я здесь постараюсь исправить то, что ранее было упущено). Ведь кроме госдолга есть ещё внутренние долги. А если население массово обнищало и не способно платить по счетам, если весь их доход забирают банки, то какой тогда  платежеспособный спрос? Какая кредитная стимуляция, если стимулировать некого? Да и вообще, что за прогрессивная экономическая модель, если население бедствует? Вот характерные статьи:



  Т.е. если даже внешний долг не убьет экономику США, то добьёт её же собственное население, неспособное оплачивать не то, что расширенное потребление, но и текущие счета. И призрак «антагонистических противоречий» снова шепчет: «Ill be back».
  Убедительно?
  Только на первый и крайне невнимательный взгляд. Так что выписывайтесь из коммунистов, если уже успели к этому месту записаться, диалектический материализм – плохое подспорье для борьбы с кризисом.
  Для начала ответьте просто: кто виноват, что юнец или бомж, без работы и определенных занятий способен получить достаточно приличный объем потребительских кредитов? Да только тот идиот или негодяй, который ссужает деньги явно неадекватному заемщику. Причем сужает не на учебу или курсы реабилитации, но на покупку сверхдорогого мобильника, DVD-проигрывателя, «плазмы» и прочей малополезной электроники.
  Т.е. виноват именно банк, который соблазняет клиентов пожертвовать ради сомнительного разового удовольствия несколькими годами кредитной кабалы. Логично ожидать, что так как «наказание без вины не бывает», то именно банку и придется несладко в момент истины, т.е. в период кризиса.
  Более того, именно полномасштабный банковский кризис собственно и означает развал финансовой системы страны, а следовательно вроде бы и подтверждает обоснованность всех предыдущих страшилок, что всему западу скоро капец.
  Но посмотрите что делается:

  Странное дело, несмотря на страшный кризис и речи нет о колоссальных убытках банковской системы, наоборот, она прекрасно сумела восстановиться и снова начала рваться в лидеры по прибыли.
   Проблемы коснулись исключительно мелких банков, и лишь одного-единственного неудачника из крупных. При этом вряд ли мелкие обанкротившиеся банки, вынужденные конкурировать с монстрами, следует винить, что они следовали за законодателями моды и поощряли кредитное безобразие. Но истинные виновники вышли сухими из воды. И уже стремятся наверстывать утраченные позиции в мировых рейтингах. А отдельным из них вообще кризис – мать родна, они именно в этот период зарабатывают свою лучшую прибыль.
 Чудеса? Банкиры придумали, как обходить законы арифметики?  В экономике есть пятое измерение?
 Можно сказать и так. А можно просто сообразить, что наказание неотвратимо, только когда за порядком следит Глеб Жеглов, а не американские копы из «Полицейской академии». У подобных кадров жулье действительно бессмертно и веревочка может виться бесконечно.
  Но в чем именно заключается мошенничество?
  Думаю все слышали термин «секьютеризация ценных бумаг». Честно говоря никогда не понимал смысла этого явления. Банку глупо продавать с минимальной маржой свои лучшие активы. А вот если загнать туда всякую дрянь…  Но кто же тогда это … купит?
  Но банковская система США не комплексует по поводу прямого обмана своих контрагентов.  Причем контрагенты становятся вскоре соучастниками: они это нечто среднего рода перепродают дальше. Поэтому в момент «Ч» банки оказались избавленными от значительного количества плохих кредитов и успешно перевалили их на частных инвесторов, которые и оплатили весь кредитный банкет. И банки уже готовы начать все сначала, не готовы лишь пока их клиенты, не полностью рассчитавшиеся за прошлый бум.
  Итак, банкам США ничего не грозит. Но может-таки хоть население рано или поздно захочет прекратить это кредитное безумие?
 Как бы не так! В США есть процедура личного банкротства, после которого человек остается без ничего, но и без долгов. А раз так, да к тому же если он ещё молод и полон сил – почему бы не сыграть в кредитную лотерею ещё раз? Теперь-то точно повезет!
  Поэтому долговой кризис не может привести к смерти капитализма просто потому, что и то и другое основано на соблазне и обмане. А ворон ворону глаз не выклюет. И нелепые представления о справедливости, взятые у К.Маркса, только мешают правильному пониманию вещей. Кстати, подобное заблуждение актуально только в странах нашей Родины.
  Маркс отрекся от Бога  в пользу материализма и начал строить общество материального благополучия.  Но столкнувшись с несправедливостью капитализма, он дрогнул и отрекся теперь уже от этого общества. Хотя это по-своему справедливое общество: если во главе угла находится счастье (удовольствие), то неизбежно одному следует немножко потерпеть, чтобы другой это удовольствие получил. А кто именно кто – решает Право Силы. Что тут несправедливого, если Бога нет?
 Но Маркс решил создать альтернативное общество некой абстрактной справедливости, когда «бытие определяет сознание». А по сути рай материальных вещей. Взяв из капитализма поклонение Мамоне (но только не в виде денег, а в виде товаров), а из Евангелия идеи равенства и справедливости. Нелепость этой идеи отмечали все наши лидеры, от Хрущева до Андропова и Горбачева – они совершенно справедливо отмечали, что подобного третьего пути нет. Жаль, что многим из нас до сих пор это не понятно.
  Реальная альтернатива Западу, доллару и атеизму-материализму (т.е. вере в доллар) – это только Православная Христианская Вера, дающая действительно альтернативные идеологические основы для человеческого общежития.
  Без Православия доллар непобедим. Ибо это самый настоящий и могущественный новый бог. А люди перед богами бессильны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий