В рамках цикла статей о политической программе и прикладном применении изложенных взглядов на ряд фундаментальных общественных проблем публикую статью о новой налоговой системе.
Казалось бы, ну что там может быть неправильного? Сколько лет она существует и ничего принципиально нового не придумано.
Порассуждаем. Что облагается в рамках любой налоговой системы? Прибыль. В крайнем случае доход, выручка. Т.е. самое дорогое, что есть у капиталиста.
Чувствуете, как традиционные ценности глубоко въелись в наше представление о мире? Нас, людей далеких от олигархов и вершителей судеб мира? Мы даже представить не можем, что это – чушь, не более, чем предрассудок человека каменного века, что небо твердое.
Давайте будем от него вместе избавляться.
Итак, в традиционной культуре принято облагать прибыль, профит, очищенный от затрат. Что приводило к сложным изощренным налоговым системам и не менее хитроумным махинациям. Суть налоговых систем – отделить полезные расходы предприятий от инвестиций и от потребительских расходов капиталиста на себя любимого. Разумеется, задача эта нелепая, и никогда никому не удавалась. Потому что кто ж кормильца и благодетеля упрекнет лишней чаркой водки или лимузином? А может без водки и конюшни капиталист неработоспособен, и они являются его производственными расходами? Шутка конечно, но в ней лишь доля шутки.
При этом даже такие налоги, как на роскошь или экологические сборы не лишены этой пошлой уверенности в самоценности прибыли.
Так налог на роскошь лишний раз подчеркивает недоступность и эксклюзивность богатства, позволяет богатеям гордо ездить на своих лимузинах и вертолетах и говорить: «я честно заплатил все налоги и содержу сотню тысяч бездельников вроде вас». То есть этот налог не только не притесняет богатство, а наоборот, он его официально легализует, делает моральным и даже благородным.
Экологические сборы так же исповедуют философию пресмыкания перед капиталом. Типичная логика такова: предприятия, сбрасывая яды в природу, наносят ущерб, который не отражается в их балансе и таким образом формируют сверхприбыль и неверную отчетность. Если же заставить их компенсировать этот ущерб обществу, то все станет на свое место. Тривиальное соображение, что чисто финансовый ущерб обществу почти всегда нулевой упускается, а уничтоженные животные, птицы, черви, растения - как в деньгах измерить эту утрату? Хотя да, здесь обществу ущерба нет. Типичное языческое верование, жертвоприношение сделали и все в порядке. Слава Богу, хоть не кровавое, а денежное, хотя часто и эти вещи пересекаются.
Так какой же должна стать правильная налоговая система?
Во-первых, следует признать, что прибыль, чья бы она ни была, как бы честно она ни была заработана, - лишь частное дело конкретных лиц и их же проблема. Как и балансы, бухгалтерские отчеты и стандарты. И не дело государства считать чужие деньги.
А во-вторых, что является главным продуктом нашей цивилизации? Пирамиды чего мы производим, по сравнению с которыми египетские пирамиды – жалкие и ничтожные холмики?
Мусор. Горы токсичного, радиоактивного и веками неразлагающегося мусора. Вот – он наглядный памятник нашей цивилизации, её лицо, её гордость. Вот достойное напоминание всем нашим детям о гибельности, ничтожности и отвратительности общества, построенного на гонке личного потребления. Ссылка.
Поэтому правильным и очень естественным сделать основой системы налогообложения этот конечный результат человеческой деятельности. Нет ничего справедливее и, кстати, проще в администрировании.
Причем налоговый инспектор и мусорщик совместятся в одном лице, что весьма и весьма символично. Ну а неизбежный ПМСМ переход к системе распределения от товарно-денежного обращения логично видится в ситуации, когда человек, потребляющий в рамках общепринятого и признанного разумным не должен переживать насчет платы за утилизацию. Разумеется при условии обмена старых вещей на новые.
Такая революция в налогообложении требует серьезной кропотливой работы, а не внезапного озарения. Но попробую вкратце дать сценарий её реализации.
1. Все корпоративные налоги, налоги с физлиц, чиновники, архивы и декларации выбрасываются на свалку. И более на это бессмысленное безобразие не переводятся природные и людские ресурсы.
2. Налоговая инспекция приступает к учету отходов и контролю утилизации мусора. Это и счетчики на слив в канализацию, и персональный учет количества и качества сданного твердого мусора. А так же программы обмена от старых автомобилей до пустых бутылок.
3. Наиболее сложно будет организовать контроль в лесах, парках и прочих неохраняемых территориях, ныне превращенных в огромные свалки. Тем более, что цена вопроса резко вырастет, один контрабандно выгруженный грузовик мусора будет стоить целое состояние. Однако, и статус подобного преступления изменится: это будет налоговое преступление, причем в особо крупных масштабах. Чувствуете нравственную правоту такого дела? Каждый егерь, глава райсовета, да просто житель будет налоговым инспектором. Причем очень добротным, кого уже не задрали горы мусора рядом с домом?
Не говоря уже о колоссальных штрафах и вознаграждениям добровольным помощникам.
4. Может показаться, что проблемы могут возникнуть в селе. Однако, с учетом развитых программ утилизации, когда прием пустых бутылок, покрышек, бытовой техники, автомобилей будет давать существенные льготы, острота проблемы может быть значительно снижена. Действительно потребуются некие усилия и вложения для наведения такого порядка на селе, но ведь там проблема мусора в принципе не решается. В лучшем случае копают ямы, в худшем – создают стихийные свалки. И когда решение этой проблемы будет напрямую связано с пополнением бюджета, оно будет найдено.
5. Наиболее лакомое место – вредные отходы корпораций. Нет ничего проще администрирования этих налогов – сиди на заводе, да считай выбросы с помощью счетчиков и датчиков.
6. Зато все наукоемкие, информационные или обрабатывающие предприятия будут практически безналоговыми. Так попутно решается проблема сырьевой экономики.
7. Операции экспорта-импорта я не рассматриваю, так как считаю, что все они должны проходить под строгим государственным контролем, а в идеале – госмонополия на внешнюю торговлю. Причем даже не из-за причин национализации рубля и, как следствие, его неконвертируемости, но из причин, что торговля мусором станет основным налоговым преступлением. А раз так, то любой экспорт/импорт должен жестко контролироваться.
Во всяком случае, всенародная забава по налоговой оптимизации и выявлению махинаторов будет приносить конкретную пользу. То, что такая налоговая система – неизбежный шаг от пропасти к обществу будущего видно из соотнесения этой статьи и других статей на темы общества и экономических моделей.
Это достаточно верный способ у человека-свиньи выработать рефлекс воздержания.
Комментариев нет:
Отправить комментарий