пятница, 10 июня 2011 г.

Зачем нужен грех?

  Безгрешны ли животные? Догмат однозначно указывает, что да, безгрешны. Им грех просто «неведомен».
  Но так ли уж они праведны, живут ли они во Христе? Очевидно, что нет.
  Некоторые кушают собственных детей, не говоря уже о собратьях. Очень многие сходят с ума в брачный период, вплоть до смертоубийства, причем бывает, что именно из-за конкретной самки, а не то чтобы лишь бы просто спариться. Не говоря уже об отсутствии всякого рода благородства: обычно нападают все на одного, а иерархия в стае зиждется исключительно на силе и свирепости вожака.
   То есть сама суть греха животным известна, и не человеку учить их  этой гадости.
   Но с другой стороны, и светлая сторона для животных не новость. Не часто, но отнюдь и не редко встречаются очень заботливые родители, готовые жертвовать всем для своих малышей. И не только для своих: известно много случаев воспитания человеческих детей животными.  Есть такие, которые сохраняют супружескую верность до самой смерти. И хотя законы в стае или стаде примерно одинаковы, но практически все животные предпочитают жить семьями, а в стаи и стада сбиваются только по особенным причинам.
   И что не так, как у нас, человеков? Да все - то же самое!
   Причем  нельзя сказать, что у животных все зависит от их вида и рода, наоборот, один и тот же вид порождает совершенно уникальные характеры, но в чем то похожие на характеры совершенно других не только видов, но и классов..
  Например, у нас был в доме ужасно вороватый кот. Совершенно игнорировал воспитание и отлынивал от своей работы, хоть был на вид и не ленив. Но при малейшей возможности съедал все со стола.
  Другой был гуляка и драчун. Приходил домой только поесть со следами от новых сражений. Причем со временем стал почти дикий, даже на кличку свою плохо откликался и нервничал, когда его гладили.
  А сейчас кот – Филька – хозяин. Важный, умный, до интеллектуальности, хоть разговаривай.  Абсолютно все понимает, работу свою делает отлично, кроме мышей и птиц приносит и даже, было дело, белку. Причем живых, потом отпускаем то, что не по делу было поймано. Насчет благородства – в жизни без спроса ничего не возьмет, насчет драк даже трудно себе это представить.
   Вот такие три разных характера в кошачьем мире. А ведь они встречаются и в мире собак, да и везде, разумеется, со своими особенностями. У кого есть домашние животные, меня поддержат: о них можно говорить бесконечно, как и о человеке.
  То есть животные вовсе не живут инстинктами, механически их полностью ограничивающими, от сих до сих.  Наоборот, каждое животное - индивидуальность, способная очень далеко отойти от усредненной модели поведения.
  Более того, отросший павлиний хвост и раскидистые рога, а у кого и выросшие крылья – это именно следствие некоей существовавшей особой индивидуальности. Т.е. многообразие мира – это следы неких ярких канувших в лету личностей, а вовсе не следствие тупого и примитивного естественного отбора, для которого цветастые хвосты и рога - очевидное бессмысленное излишество и выпендреж, но вовсе не полезное приобретение.
  Итак, они – безгрешны? Воры, насильники и драчуны? Да. Но почему?
  Да потому, что они в буквальном смысле не знают о грехе, им не сказали.  Не было у них Евангелия, не было Адамова яблока. Не дано им от Бога закона, нет и вины их. И дело даже не в способности их понять Слова Божия – это вторично.
  А зачем нам нужен грех, понятие греха?
  Да потому что Богу требуется, чтобы мы почувствовали ответственность не только за себя, свою семью или даже нацию. Нужно, чтобы мы чувствовали себя ответственными за весь мир. Именно в этом заключается суть короны, возложенной на Адама.
    «Ибо знайте, милые, что каждый единый из нас виновен за всех и за  вся  на  земле несомненно, не только по общей мировой вине, а  единолично  каждый  за  всех людей и за всякого человека на сей  земле.  Сие  сознание  есть  венец  пути иноческого, да и всякого на земле человека.»  (Ф.М.Достоевский)
   Но как же научить эгоистичных и невежественных людей такому сложному пониманию? Ведь и сейчас многим эта истина покажется сложною, надуманною и просто спорною. «Своя рубашка ближе к телу». «Чего это мне за чужие грехи отвечать, я то этого не делал!».  «Что я крайний, за каждого дурака отвечать?» И т.п.
  И именно для этого дается понятие грешности всех без исключения: практически любой отъявленный грешник может наскрести в себе света на короткую вспышку, но абсолютно ни единому смертному невозможно поддерживать самый хилый и ничтожный свет в течение всей своей жизни.
    Но дело не только в нашей мнимой безгрешности. Дело в том, что сама мысль о солидарной ответственности за все грехи этого мира, за замученных детей, за разбитые мечты и разочарование, за подлость, обман и ложь – это мой личный грех, сама эта мысль настолько чужда человеческой звериной природе, животным её инстинктам, настолько она не от мира сего, что с ней идти к людям с их свинской природой решительно невозможно.
   Именно потому и произошло распятие Бога,  свинская природа была сильнее. Но именно распятие учит и дает наглядный пример, что от нас требуется.  Нужно, чтобы мы точно так же, как обезьяна смешно копирует человека, так же смешно и нелепо, на свой лад, шиворот-навыворот, но попытались повторить, сделанное Богом.
 Т.е. мы – не люди, мы обезьяны Христовы, а людьми называемся авансом. Но лучше быть все-таки обезьяной Бога, чем просто свиньей, хотя, как известно, свинья гораздо ближе к человеку генетически, чем обезьяна. (Напомню статью о разнице между человеком и свиньей – разница исключительно наше стремление к свету, а свинье и так хорошо).
 Но опять-таки все не так просто. Если бы Бог просто дал свой закон, это нарушило бы свободу воли и было бы волюнтаризмом. Именно потому этот закон и ответственность, с ним связанная, должны были быть приняты человечеством добровольно, об этом и говорит история Адама, Евы и их падения.
  А до этого они были во всем подобны зверям без всякого греха и какой бы то ни было вины.
  Так зачем же нужен грех?
   Грех нужен исключительно для того, чтобы указать путь, направление развития человечества, то, что мы совершенно лживо и необоснованно называем прогрессом или упадком.
     Грех - это именно то, что возвращает нас к павлиньим хвостам и ветвистым рогам, роль которых сегодня заменяют лимузины и рейтинги Форбс. Это – путь назад, путь в никуда.  Именно потому черт с рогами и хвостом – это символы великих достижений нашего животного прошлого. Когда мы ещё не были людьми.
   Именно наша смутная  способность почувствовать и отринуть грех и грязь и делает нас похожими на людей. Но отличать грязь и тьму от света и чистоты - не главное. 
   Человечеству, несмотря на айпэды и ноутбуки, все так же тяжело принять главную сложную истину о взаимной ответственности, как и во времена Христа.. Ответственности, которая, как я не раз говорил: только берется, никогда не передается, а только разделяется.  И так, пока все мы не ощутим единую и цельную ответственность.  Это и есть горний мир.
  Без понятия греха весь этот путь был бы просто невозможен.
  "Люби повергаться на землю и лобызать ее. Землю  целуй  и  неустанно, ненасытимо люби, всех люби, все люби,  ищи  восторга,  и  исступления  сего. Омочи землю слезами радости твоея и люби сии слезы твои. " (Ф.М.Достоевский) Именно такова столбовая дорога в горний мир.
  Но тем, для кого все это слишком сложные материи – простой и безыскусный завет Христа: делай как я!

4 комментария:

  1. Хвосты, рога и перья — это гандикап. Павлинам-самцам, например, очень сложно выживать с таким хвостом. Но если, даже несмотря на огромный хвост, самец дожил до определенного возраста, для самки это явное свидетельство хороших генов, т. е. хорошего партнера для спаривания.

    У самца человека гандикап — это тестостерон. Тестостерон способствует росту мускулатуры, волос на теле, формирует более «мужественное» лицо в период созревания, но при этом понижает иммунитет и способствует развитию сердечных заболеваний. Т. е. опять же дает внешние признаки, по которым самки могут отличить самцов с высоким тестостероном, но мешает выживанию. И снова та же ситуация — самец выживший при высоком уровне тестостерона, этим свидетельствует в пользу качества своего генотипа.

    Эксперименты показали что во время овуляции самки человека испытывают симпатию к самцам с внешними признаками высокого тестостерона, в остальные же периоды симпатизируют самцам с низким тестостероном.

    Так как тестостерон это главный фактор, определяющий половое поведение человека, то, соответственно, присутствует его градация: мало тестостерона — все признаки самки, много — все признаки самца, среднее же количество позволяет особи сочитать разные признаки. Одними из основных признаков самца с высоким уровнем тестостерона являются желание оплодотворить как можно больше самок и логично выходящая отсюда слабая склонность к заботе о каждой отдельной самке и ее потомстве. В свете такого поведения становится понятным выбор самки: ее идеальная стратегия — оплодотворение от сильного самца и перекладывание заботы о себе и его потомстве на более слабых, у которых, из-за низкого уровня тестостерона, сильнее выражены женские признаки поведения (забота о семье), и поэтому лучше подходящих на эту роль.

    http://elementy.ru/news/430376?page_design=print

    ОтветитьУдалить
  2. Да я слышал эту теорию. Но ответьтте на простой вопрос. Кто будет быстрее лошадь с гандикапом или без? Зачем гандикап нужен в гонке за выживание? Если целью ставится именно победа сильнейшего, а не "выравнивание шансов".
    А вдруг в результата гандикапа над племенным жеребцом в итоге победит жирный осел?
    Поэтому вся эта теория гандикапа смешна.
    Если конечно не допустить, что это именно Создатель нарочно уравнивает шансы, поскольку жирный осел может иметь больше духа, чем племенной жеребец. И только в такой интерпретации пояявляется смысл: борьба идет в духовной сфере, а не в сфере кулаков,бицепсов, рогов и хвостов.

    ОтветитьУдалить
  3. За вопрос отдельное спасибо, эта тема действительно плохо раскрыта.
    И ещё. Понятие гандикап возникло на дерби. Чтобы подготовить скакуна высочашего класса, но втайне, не давая ему соревновться с полноценными соперниками, необходимо уравнять шансы. Что и делает мешок с песком. И в итоге он не привыкает к легким победам и полноценно готовится к гонке, когда и без гандикапа победить будет очень трудно. А в гонке есть июминка: никто не знает, кто из соперников сильнее так как они никогда ещё не встречались.
    Но фишка гандикапа - в тренере. Он то прекрасно знает, кто сильнее и кто поедет на главный турнир. И даже если лошадь без гандикапа выиграет, а с гандикапомпроигрет, поедет именно та, что с гандикапом.
    Понимаете фишку? Для гандикапа должен быть тренер.

    ОтветитьУдалить
  4. Каждому Тестостерону своя самка.
    Качайся - и получишь "накачанную" самку.

    Я тоже в свое время по качалкам ради внешности тЁрся.
    и что? В итоге лучшей качалкой стал клирос...

    ОтветитьУдалить