суббота, 30 марта 2013 г.

Порок и стоимость.


 Страсть порождает стоимость. О духовной стоимости мы уже говорили (ссылка), теперь пришел черед стоимости экономической, материальной, меркантильной.
 Как страсть порождает стоимость?
 Первым эту идею сформулировал С.Гезелль (ссылка), поэтому необходимо отдать должное этому мыслителю. Он сказал, что основа рыночных отношений – соблазн, т.е. если эту мысль довести до логического совершенства, то экономическая стоимость основана на соблазне, на пороке. (А, например, не труде.)
 Остается только развить эту гениальную идею немецкого экономиста.
 Представим себе мир без страсти. Без порока, без греха.
 В этом мире никто не завидует богатству и процветанию другого. Все с готовностью делятся избытком имеющихся благ. Не возникает никаких споров по поводу пользования общими ресурсами. Не требуется никакого мотиватора, чтобы люди преодолели свою лень и добросовестно трудились, так же как и не нужно системы наказаний и штрафов, чтобы ограничить их нежелательную активность.
 В этом мире нет денег, нет стоимости, нет экономических отношений. Экономика из полноправной общественной науки превращается в недоразумение. При этом не требуется никакого вызывающего изобилия, чтобы вещи были бесплатными и общедоступными.
 Причем в похожем мире мы жили во времена СССР. Подавляющее большинство народа, даже не мечтавшее о лимузинах и яхтах, жило вполне счастливо.  Причем идея Сталина о построении коммунизма базировалась как раз на том простом убеждении, что для человека, перешагнувшего определенный рубеж духовного развития, деньги становятся пустым звуком. Они не оказывают никого существенного влияния на те решения, которые он принимает.
 Но если мир падает во власть пороков, значение денег и фактора экономической стоимости пропорционально возрастает. Деньги, а не долг и ответственность становятся главным мотивирующим фактором, преодолевающим лень. Страх и риск материальных потерь, а не мораль, воздерживает от преступлений. Причем чем более заветными и желанными кажутся удовольствия, которые можно купить за деньги (слава, признание, успех у противоположного пола, чувство значимости, статус и роскошь), тем выше их стоимость, тем значительнее стимулирующий импульс.
 Хотя может быть они вовсе не так уж вкусны и полезны эти изысканные деликатесы, не так жарки и любвеобильны знаменитые красавицы, да и поездка на «Бэнтли» или «Ламборджини» может оказаться такой же ухабистой, как и на обычной «Ладе» или недорогой иномарке. И только завистливые взгляды других создают то, за что безумцы платят сумасшедшие деньги.
 Грех – это разрушение. Это уничтожение порядка, данного нам от нашего рождения и от сотворения мира, это движение к хаосу, это падение. И это разрушение порождает стоимость.
 В этом заключается великий смысл денег, стоимости и экономических отношений.
 Деньги -  великий стабилизатор, сдерживающий падение человечества в бездну, замедляющий процесс непрерывного самоуничтожения. Деньги – это то, что временно ограничивает волю человечеству к смерти, которую Ницше ошибочно принял за волю к жизни и власти.
 Так грех, порок порождают стоимость. И вот почему эта стоимость иллюзорна и временна: разрушение всегда требует неуклонного нарастания процесса и этот процесс по определению конечен.  
 И наоборот, процесс созидания, процесс отказа от греха одновременно означает дискредитацию понятия экономической стоимости, презрение к деньгам и материальным благам, низвержение ценностей соблазна.
 Причем такое уже случилось однажды во времена крушения Римской империи, полного уничтожения античного рабства и эмиссионно-ростовщического паразитического экономического уклада Древнего Рима.
 Этот процесс неизбежен и сегодня.

1 комментарий:

  1. Здесь уместно привести пример.
    В проблемной семье очень велика роль денег. Из-за денег один супруг терпит другого, а дети - родителей. Деньги играют важную роль в мотивации на выполнение домашней работы, супружеских отношений и даже воспитания детей - когда школьные успехи и домашние обязанности оплачиваются.
    Больше того, такие родители воображают, что развивают ребенка, прививая ему то, что он и так подхватит (корыстолюбие)
    А вот в доброй семье деньги не нужны для скрепления отношений, в ней все и всё делают бесплатно. Больше того это и есть главная радость в жизни - приготовить вкусное блюдо на всех или починить что-нибудь, или повезти всех отдыхать...
    Не вино-домино, а труд на общее благо - это не просто доброе дело, это и есть ценность и мотивация сама по себе. Для зрелого человека, выросшего из погремушек и тусовок на дискотеках.
    И эта логика справедлива не только для отдельной семьи, но и общества в целом.
    Да, я понимаю, что этим утверждением перечеркиваю все современное здание науки и восприятия мира. Что денежно-стоимостные отношения есть не признак прогресса, а наоборот, свидетельство глубочайшего кризиса общества. Состояния, предваряющего полное разложение.
    Но Истина важнее.

    ОтветитьУдалить