Данная статья является дополнением давней публикации (Вестник НБУ№7 от
1999 года «Налоговое давление и экономика») на другом, более широком уровне
понимания и интерпретации.
Если в 1999 году достаточно было просто поставить
вопрос, как же можно строить рыночную экономику сохраняя вполне
социалистический процент перераспределения национального продукта через бюджет,
как можно ожидать бурного развития бизнеса в таких условиях, то теперь такие
выводы кажутся крайне недостаточными.
Но сначала повторим логику предыдущей статьи,
тем более что налоговые реальности практически не изменились.
Если взять цену продукции, произведенной в
Украине за 100%, то согласно общей
системы налогообложения без льгот и преференций налоги составляют в ней не
менее 61,5%.
Вот таблица с расчетом и пояснениями.
Всего цена товара, купленного в полном
соблюдении общей системы налогообложения
В том числе:
|
100%
|
||
1
|
НДС (20%)
|
= 100% * (1-1/1,2)
|
16,67%
|
2
|
Подоходный налог (15%)
|
= 100% * (1-1/1,15)
|
13,04%
|
3
|
Начисления на зарплату (39%)
|
= 100% * (1-1/1,39)
|
28,06%
|
4
|
Налог на прибыль (25% при норме
прибыли 15%)
|
= 100% *0,15 *0,25
|
3,75%
|
Итого доля налогов в цене
товара
|
61,5%
|
В зависимости от налоговых ставок конкретной
страны легко повторить указанные вычисления и сделать вывод об уровне
налогового бремени, уровне вмешательства государства в распределительные процессы,
о скорее социалистическом и бюрократическом методе хозяйствования, нежели рыночном и т.д. и
т.п.
Все сказанное в 1999 году остается актуальным.
Но есть и важное дополнение. Для этого необходимо посмотреть на эту ситуацию не
со стороны бизнеса, а со стороны потребителя.
Если откинуть в сторону ничего не значащие
налоговые увертки и хитрости, разные базы налогообложения и методы расчета, то
из своего дохода каждый добропорядочный налогоплательщик отдает не менее 61,5% государству в виде налогов.
(Например, НДС считается налогом на конечного покупателя, но по большому счету
он оплачивает также и любые другие налоги в цене купленного товара.)
Что после этого можно говорить о барщине,
крепостной десятине? По сравнению с современным налоговым беспределом десятина
– это настоящий налоговый рай, оффшор. Как
можно говорить о стимулировании платежеспособного спроса, инвестиционных
возможностей, рождаемости и многодетности, роста сбережений и инвестиций при
такой депрессивной и запретительной налоговой системе? И как государство,
теоретически имея в распоряжении 61,5%
ВВП страны, может жаловаться на отсутствие средств?
Ответ в смысле воровства и коррупции верен, но
неточен. Проблема не в недобросовестности украинских (как и любых других)
чиновников. Проблема заключается в паразитическом, угнетающем, развращающем
характере современного государства. Которое полностью лишилось своей
производящей, созидающей стоимость функции и превратилось в нежеланного и
бесполезного нахлебника. Несмотря на все либеральные мантры, этот вывод верен
не только для развивающихся стран, но и для Европы и США. Формальное «разгосударствление» бюрократии в
этих странах не только не облегчает ситуацию, но только усугубляет болезнь, так
как и без того невысокая ответственность чиновников безнадежно размывается.
Поэтому диагноз мировой экономике примерно
таков: Запад страдает от той же самой административно-бюрократической безответственности
и импотенции, как и поздний СССР, только в гораздо более запущенной форме. Ведь
в США нет КПСС, которая несла бы всю полноту ответственности за происходящее.[1]
И если диагноз более-менее ясен (не либерализм
и не коммунизм, а самый банальный самодовольный паразитический бюрократизм), то
можно приступать к лечению.
Собственно говоря, есть два выхода. Первый,
более-менее косметический. Если в цене продукции более 60% составляют налоги, то как отечественная продукция может
конкурировать со свободной от аналогичных налогов продукцией других стран?
Следовательно, в целях обеспечения честной
конкуренции, таможенные пошлины на границах должны составлять порядка 60%, да и то, только в отношении товаров, к которым в других странах не
применяются государственные дотации. И
наоборот, следует максимально освобождать от налогов экспорт.
Однако, этот выход изначально плохой, так как
предполагает начало торгово-таможенных войн, попытку решить внутренние проблемы
за счет внешней экономической экспансии.
Но есть и второй выход: возвращение
государству созидающей и зарабатывающей деньги роли. Ведь в СССР практически не
было налогов, государственные предприятия имели достаточную прибыль, которой хватало
на все многочисленные хозяйственные и военные нужды. На которые в настоящее
время не хватает даже 61,5% от ВВП
страны и угрожающе растущей горы иностранных кредитов.
Парадокс?
Более того, именно в таком безналоговом
государстве возможно бурное развитие малого и артельного бизнеса, особенно,
если нет армии контролеров, гаишников, налоговиков, экологов, пожарников,
санстанции и т.д. и т.п. Платежи которым так и не вошли в упомянутые 61,5%.
Именно подобное
многоукладное хозяйство демонстрировало непревзойденный до сих пор экономический
рост СССР в 1930-50 годах, снижение цен и бесперебойное снабжение населения
всем необходимым в самые сложные периоды истории.
Альтернативы этому нет. Иначе бюрократы сожрут
все.
[1] Проблему внешней модерации
этих процессов и причины резкого оглупления западных функционеров, неспособных справиться
с процессом обюрокрачивания, оставим вне рамок этой чисто экономической статьи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий