Намедни
ознакомился с учением Иоанна Златоуста о браке, это навеяло некоторые мысли,
которые и постараюсь изложить в этой статье.
Общепринятым
заблуждением многих людей, в том числе и неплохо осведомленных в вопросах веры,
является представление о браке, как о чем-то греховном, недостойном, попущенном
Богом только вследствие слабости человека, склонности его к греху и земным
удовольствиям. Соответственно, святость по таким представлениям – это добровольный
отказ от земных удовольствий, склонность к суровым условиям жизни и самоистязанию.
Отсюда остается лишь шаг до мазохизма, жажде всё того же земного удовольствия,
только в извращенной форме, со знаком минус.
Но святость
– не мазохизм. И супружество – не грех.
Любое действие (в
том числе пост и воздержание) освящает не его суть сама по себе, но
направленность, посвящение действия Господу. Нет ничего возвышенного в отказе
от пищи или секса, в сидении в пещерах
или безлюдной пустыне, как таковых. Все это имеет смысл только в одном случае –
если это делается ради Господа.
И если в глубине сердца мелькнет мысль: «ну не
молодец ли я?», все эти труды ровно ничего не стоят. Оттого самые лучшие люди
этого мира знали, как мало их личного в совершаемых ими подвигах, как ничтожны они без того, что их
освящает.
Поэтому
воздержание и целомудрие прекрасны не потому, что они есть некая универсальная ценность
и вещь в себе, но исключительно потому что это действительно великая жертва
ради Господа. И эта жертва щедро вознаграждается.
Ибо нашему
Господу угодны жертвы не в форме крови зарезанных баранов или скальпов поверженных
врагов, но исключительно в форме самопреодоления, воспитания в себе настоящей
воли и силы духа. Того, что в современной литературе трактуется как личностный
рост. Но в отличие от рекомендаций бесовских HR-тренеров,
в реальной жизни этот рост достигается только путем укрощения собственных
желаний, через жажду страдания и поношений, неприятия того, что в миру
называется успехом. Понять это невозможно, это возможно только почувствовать,
испытать. Но таков Путь и Истина.
И тем, кто ищет
именно Истину, другое не нужно. Не потому что земное мерзко или чуждо, но
потому что совсем иное единственно ценно в глазах Господа. А Он гораздо лучше
нас осведомлен в вопросах ценности и стоимости.
Высшая форма воли
проявляется в способности отказа от собственной воли, в смирении, в отвержении
того, что кажется привлекательным и желанным, но есть ложь. Это и есть Воля к
Жизни, в отличие от воли к мощи, к которой так стремился Ницше.
Все мы разные, у
всех своя «узкая тропинка» к Богу. Семейная жизнь может быть связана с
ограничениями и терпением, сравнимыми со страданиями исповедников, в свою
очередь у некоторых святителей жизнь внешне может показаться очень даже благополучной
и, по земным меркам, вполне благоустроенной.
Поэтому не столь
важно, где и каким конкретно образом человек решит совершенствоваться в
«личностном росте», в миру, в монашестве или в браке. (Хотя понятно, что под грамотным
руководством всегда сподручнее). Важно это просто делать, и делать настойчиво,
невзирая на возможные и даже неизбежные временные отступления и падения.
И самое сложное на пути к Истине - это не
мирские соблазны и привычки. Самое сложное – выбрать для себя посильную ношу,
правильное делание. Множество разбойников и блудниц вошли в рай не особо
утруждая себя «личностным ростом», множество монашествующих отправилось в ад
вследствие переоценки собственных сил и нетерпеливости в жажде подвигов и
испытаний или вследствие роста самооценки по факту совершения этих подвигов.
Результаты
неправильного делания очевидны и на земле. Например, католическая ересь, обязав
всех священников давать обет безбрачия, безнадежно погрязла в педофилии и
гомосексуализме. А ведь, казалось, какое благое и богоугодное дело - целомудрие!
Поэтому,
верующему человеку следует весьма уважительно относиться к институту брака, он
– основа нашего земного миропребывания. Подавляющее большинство наших праотцев
были не просто хорошими семьянинами, но имели огромные по нынешним меркам
семьи, в том числе и по нескольку жен.
Однако, для них
Господь был выше привязанности к женщине или даже детям, что для нас кажется первобытно
диким и жестоким, достаточно вспомнить подвиги Иова или Авраама, готовых приносить
Богу даже такие жертвы. Думать, что брак мешает общению с Господом – неверно:
Господу гораздо угоднее большая дружная семья, полноценно живущая в Господе,
нежели один самый ревностный затворник. К сожалению, это чудо всегда было одним
из самых редких на земле.
Родить и
воспитать святого человека (пусть даже среди отдаленных колен своего рода) есть
не меньшее благо и богоугодное дело, нежели лично самому удостоиться святости.
Разумеется, сказанное нисколько не принижает роль монашества, но именно
монашество вырастает из брака, а не наоборот. Именно благочестивые семьи становятся
донорами пополнения монашеского чина, не бывает у Бога святых сомнительного
происхождения.
Монашество скорее
похоже на прекрасный цветок, но есть корни и листья, без которых не бывает ни
цветов, ни плодов. Такова суть монашества и семьи – одно питает другое и
немыслимо друг без друга. Растение, которое не цветет и не плодоносит, является
сорным. Так и семьи, которые не питают монашество, бесплодны, подобны
евангельской смоковнице.
Теперь вкратце
следует рассказать о роли мужчины и женщины в семье, согласно учения Иоанна
Златоуста. Роль мужчины Златоуст отождествлял с ролью Иисуса Христа, мужчина
должен, подобно Христу, любить и заботиться о своей женщине, как Иисус о
Церкви.
Женщина должна
быть такой же красивой и чистой, как Церковь (Некрасивых женщин не бывает, не
так ли? Но женская красота – это труд. ) и должна во всем слушаться и следовать
за мужем, как церковь следовала и следует за Христом.
Наверняка здесь многие современные женщины,
под влиянием идей феминизма, взращенных ещё пошлыми французскими романами
времен Вольтера, воскликнут: «мы не хотим слушаться, мы вам не овцы, мы требуем
равенства!».
Хорошо, что современные женщины ещё слабо
развращены, они могут хотя бы понять, что я сейчас скажу. Думаю, вы ещё
достаточно консервативны и зашорены, чтобы считать, что супружская измена – это
плохо?
Если так, то
непослушание – это и есть измена. Поскольку с точки зрения Бога нет особой
разницы между физической изменой и помыслом, желанием чего-либо, особенно
неудовлетворенным только вследствие трусости, импотенции, отсутствия денег или прочей
возможности. Например, вследствие нехорошей болезни или возраста. Импотенция и
бедность - далеко не святость.
Многие женщины от
природы достаточно холодны и равнодушны к сексу, это – аналог мужской импотенции.
Но можно ли таких женщин называть верными женами?
Для понимания
важности данного вопроса верности/неверности следует сказать следующую вещь.
Иисус Христос допустил ОДНУ (да-да, всего одну!) вещь, которая разрушает брак,
разлучает мужчину и женщину, ставших мужем и женой. Это – супружеская измена,
других вариантов нет.
Даже смерть
супруга не должна разлучать любящие сердца. (Так ДОЛЖНО быть, а как ЕСТЬ я и
сам знаю, но это мало интересно.)
Можно простить
измену и восстановить семью. Но регулярная измена и нежелание супруга (или
супруги) менять себя служит ЕДИНСТВЕННЫМ пред Богом основанием для расторжения
уз брака. В этих словах Истина и Христос.
Между прочим,
многие тысячелетия лучшие умы ересиархов бились над задачей как бы расширить
этот список. Выдвигались разные варианты и гипотетические ситуации. Ведь
желание развестись с надоевшей женой при внешнем соблюдении всех требований
приличий и морали во все времена пользовалось особой популярностью.
Поэтому странно,
что первым пишу об этом я. (По крайней мере, других источников встречать не
приходилось).
Элементарное
непослушание жены в браке тождественно измене. Непослушание и есть измена,
равно как мы изменяем Богу, принимая скоромную пищу в пост или делая иное,
несовместимое с послушанием и смирением.
Это говорит и
народная мудрость: «жена слушаться должна». А непослушная жена, так вроде как
бы уже и не жена. Подруга, любовница, сожительница, но никак не жена.
(Стоит ли
уточнять, что жена должна слушаться мужа не во всем, а только если он не просит
её сделать нечто противозаконное. Хотя как раз именно в таких неуместных
случаях жены часто начинают вспоминать о своем «послушании», об ответственности
мужа, своей женской слабости и т.д.)
Поэтому для
расторжения брака вполне достаточно самого факта непослушания жены, непослушания
систематического и сознательного. Отказ жены в повиновении мужу тождественен
предложению о разводе. И мужу следует принимать это предложение после
определенного количества попыток примириться и все-таки принять управление
семьей.
Попыток может
быть очень много, это на усмотрение мужа. Но семья, в которой главенствует
женщина, а не мужчина, обречена. Почему - непонятно, может напишу, если Бог откроет.
Но так уж устроена эта штука, что женщина за рулем семьи неизбежно ведет к
катастрофе.
И напоследок хотелось
бы подчеркнуть актуальность учения Иоанна Златоуста, его значение в нашей повседневной жизни, отметить, что это не
отвлечённые мудрствования далеких от жизни философов, а руководство к действию
на каждый день.
Счастья вам!
Очень просто и полезно о сложном. Все мы немножко валеты при крестовом тузе.
ОтветитьУдалитьНет, я почему-то именно валет, даже не король. Так предписано, пусть так и будет. Не я так себя назвал.)))
УдалитьСпасибо
ОтветитьУдалить