вторник, 27 ноября 2012 г.

В чем причина ненависти Запада.


  Данная статья является продолжением «В чем кроются корни «американской мечты»?», в которой была рассмотрена эволюция западной идеологической доктрины от иезуитского тезиса «власть оправдывает средства» к инфантильному представлению о процветании и счастье, как об обществе материального благополучия и моральной терпимости, известному как «американская мечта».
 Здесь пойдет речь о причинах гипертрофированной жадности, скупости и жестокости, неутолимой ненависти Запада ко всему альтернативному. Ненависти, доходящей до безумия, совершенно нерациональной, прямо мешающей распространению западной же цивилизации, более того, угрожающей её существованию.
 Отметим, что на земле не существовало (по крайней мере, в историческом периоде) цивилизаций, настолько подвергнутым заражению чувством патологической жажды, алчности, вещизма и корыстолюбия. Ни во времена фараонов, ни во времена расцвета Месопотамии или Китая, ни в доколумбовых Америках, даже в античные времена Греции и Рима не было такой всепоглощающей, безумной страсти к материальным благам.
 Даже если опустить сакральное или статусное значение материальных благ в те эпохи, то даже для самых отъявленных тиранов и безбожников того времени блага оставались всего лишь благами, приятным развлечением или усладой (как, например, с точки зрения эпикурейцев и сибаритов), но никак не смыслом жизни. Целью, ради которой можно идти на преступления и терпеть все мыслимые лишения. Нередко одного только ради осознания самого факта обладания богатством, если применить его для удовольствия и наслаждения оказывалось  невозможным.
 В доказательство тезиса приведу многочисленные истории американских богатеев, начиная с классического Скруджа Макдака, которым богатство необходимо исключительно в силу нерациональной, патологической, болезненной страсти к стяжанию, ничего  не имеющей общего с античными представлениями об удовольствии эпикурейцев и сибаритов.






 Свою первую крону основатель компании IKEA и самый богатый швед Ингвар Кампрад (его состояние оценивается в 28 миллиардов долларов) начал в начальных классах школы. Закупая оптом карандаши и ластики, будущий мебельный магнат продавал их втридорога одноклассникам. А деньги копил. Он известен тем, что даже сейчас питается в дешевых ресторанах, летает эконом-классом, ездит на автобусе и останавливается в трехзвездочных гостиницах. А отпуск проводит с удочкой на берегу какой-нибудь речушки в родной Швеции. От своих подчиненных Ингвар требует использовать обе стороны листа бумаги. Вся мебель в его доме из магазина IKEA, за исключением "старого кресла и прекрасных стоячих часов". Более того, Ингвар 32 года пользуется одним и тем же креслом: "Я пользуюсь им 32 года. Жена считает, что мне нужно новое, потому что материал загрязнился. Но в остальном оно не хуже нового".







 Причем подобными историями удивить трудно, я привел первую попавшуюся в поисковике. Иными словами, богатство и наслаждение, казалось бы синонимы, неразрывно связанное единое целое в современном мире разошлись в разные стороны… Стоит ли удивляться в той неугасимой ненависти, человеконенавистничестве, которым просто изобилует Запад?   
 Но здесь мы слегка забежали вперед. Уместно вспомнить и исторические примеры, показывающие, что современные олигархи  плоть от плоти богачей времен Новой Истории, буржуазных революций и географических открытий.
 Здесь нам могут помочь классики: Джек Лондон, Марк Твен, Теодор Драйзер, О’Генри.
 Так, даже ребенок в чисто детском развлекательном произведении «Том Сойер» не просто проказничает, но ловко «разводит» своих друзей в эпизоде с покраской забора, борется с самыми настоящими индейцами, причем центральное место в книге занимает поиск клада, после удачного нахождения которого самая красивая девочка школы достается ему как переходящий приз.  
 Т.е. даже в детском произведении отчетливо проглядывается страсть к богатству, страсть бессмысленная и нерациональная, ну зачем нормальному ребенку золото и бриллианты?
 Для иллюстрации психологии взрослого уместнее всего привести фразу «Боливар не вынесет двоих» из чудного рассказа О’Генри, причем эта логика оказалась одинаково эффективна как в техасской степи, так и в роскошном бизнес-офисе его героя.
 И, наконец, замечательное наблюдение североамериканских индейцев о своих поработителях:
  Итак, приведенных фактов, думаю достаточно, чтобы подтвердить исходный тезис об абсолютной нерациональности, неадекватности и патологической  гипертрофированности тяги западного общества к богатству.
  В чем же причина этого извращения, перверсии, если использовать терминологию З.Фрейда?
   Обратимся к истории болезни.
  Как уже отмечалось, вся западная идеологическая доктрина выросла из иезуитского тезиса, оправдывающего насилие, обман и подкуп в благих целях. В современном, наиболее благозвучном варианте это звучит так: «нельзя приготовить яичницу, не разбив яиц». В нем отчетливо слышится презрение к христианским ханжам и белоручкам, стесняющимся запачкаться в тяжком деле служения Господу.
  Но обратим внимание: благодаря этому, казалось, незначительному отступлению от  христианских норм, христианская любовь и тяга к знаниям превратились в свою полную противоположность: иезуитскую нетерпимость, жестокость и ненависть к язычникам,  мракобесие и догматизм, когда научная мысль преследовалась, а Слово Божие доносилось язычникам на давно мертвом латинском языке.   
  Рассмотрим теперь основные ценности протестантизма и пуританства, которые и должны, по логике событий, быть заложены в идеологическую доктрину Запада со времен Реформации.  Это – труд, аскетизм, личная скромность и бережливость.
 Соответственно по аналогии с тем, как католичество обратилось в свою противоположность, аналогичное перевоплощение должно ожидать и протестантское общество.
 Если же говорить терминологией психологии, то все четко по Фрейду: длительное время подавляемое, сублимирумое, неудовлетворенное  желание породило самый настоящий невроз, шизофрению, психическую неполноценность.
 Которые проявляются то в непреодолимом страхе бедности, в результате чего пациенты начинают впадать в приступы самой необузданной экономии, неведомой даже настоящим нищим, либо в приступы беспричинной жестокости, единственной причиной которой является их неспособность вкусить плодов трудов своих, получить наслаждение от своего общественного статуса и богатства.
 Разумеется, клинические формы подобного заболевания встречаются относительно не часто. Больше того, они в значительной мере у большинства относительно небогатого  населения  сглажены последней «мягкой» версией идеологии «американской мечты», т.е. стяжательство и аскетизм все более заменяются на потребление и инфантилизм, что значительно снижает уровень напряжения в обществе, создавая при этом уже другие проблемы.
  Но в рамках данного вопроса следует подчеркнуть: корни патологической, безрассудной жадности и ненависти Запада кроются в неудовлетворенных, подавляемых желаниях пуританства и протестантской этики.
  Больше того, обращение пуританского аскетизма и трудолюбия в общество тотального паразитизма и потребления является таким же неизбежным и логическим следствием, как некогда превращение иезуитской проповеди Христа огнем и мечом в средневековое мракобесие и инквизицию.

P.S. Увы, наиболее жестокие и последовательные безбожники и атеисты получаются из бывших монахов, а враги – из друзей.

P.P.S. Рекомендую по теме Массимо Монтанари "Голод и изобилие. История питания в Европе".  Книга о том, как Европейские варвары пришли от мясо-молочного изобилия к чисто растительной пище, причем самой примитивной кукурузно-картофельной. Пройдя через многочисленные голодоморы, огораживания и уверения, что крестьянину бедняцкая пища только во благо.
 Хотя были и периоды относительного благополучия, но строго в периоды замирания демографического роста. И эта чудная традиция тянется до нашего времени: в 20-м веке как минимум дважды Европа пережила голод, да и сейчас, если верить репортажам не особо жирует.
 Феномен это только европейский. Не от хорошей жизни их культурно-техничексая революция. Как и жлобство, зависть и ненависть к тем, кто привык к изобилию.
  Впрочем, целый отряд ископаемых идиотов слюнями исходит по такой перспективе.



8 комментариев:

  1. Как обычно, хорошая мысля приходит опосля. Таким образом именно наши оппоненты страдают глубоким комплексом затравленного "совка", сформированного на базе многовекового скопидомства и убожества. А вовсе не мы, которые так и не привыкли ни копейки считать, ни особо экономить, так как привыкли к изобилию, и что не сильно спасет сегодняшняя жадность и хитрость от того придется ли нам голодать завтра или наоборот.
    Т.е. восприятие нас в качестве "совков" - это обычная оговорка по Фрейду. Кто чем болен, тот тем и бредит.

    ОтветитьУдалить
  2. Они так выводят деньги с оборота)) патриоты! (иллюстрация фильм Время.)

    ОтветитьУдалить
  3. Америка вообще, по-моему, лидирует по психическим расстройствам, и жадность - это только одна сторона вопроса. Все практически так называемые "фильмы ужасов" сняты там. У нас они как-то не приживаются. Не получается у наших их снимать. Получается скорее смешно, чем страшно. Да и несерьезно это - обсасывать какой-нибудь отдельный бзик и снимать для этого целый фильм.

    ОтветитьУдалить
  4. Встретил недавно анекдот:

    Судя по всему, Америка станет первой страной, в которой запретят секс из-за ущемления прав импотентов

    Очень похож на правду)))

    ОтветитьУдалить
  5. "наиболее жестокие и последовательные безбожники и атеисты получаются из бывших монахов"-на некоторых особо усердных монахов находит прозрение.Вот они и узрели кто скрывается под маской бога.Увидели и ужаснулись.Другого объяснения у меня нет.
    Volodyadubov

    ОтветитьУдалить
  6. Наоборот, не усердных. Есть и среди монахов люди случайные. Они идут в Церковь как в супермаркет, надеясь приобрести по доступной цене пакет благ: бессмертие, чистую совесть, власть в будущем мире и в мире этом, возможность возвыситься над другими людьми, etc. Разумеется их ждет разочарование и отпадение, если, конечно, Церковь жива. Ибо в настоящей Церкви все это усмиряется. Не сразу конечно, но в течение долгого пути, с которого сворачивать уже нельзя.
    А вот те, кто решил свернуть - они то и становятся сознательными ненавистниками и борцами с Богом. Но причина все та же - они сами расписались, что НЕ СМОГЛИ быть святыми, ПРЕЗРЕЛИ святость.
    А кому охота быть неудачником? Вот они и становятся атеистами, ПОБЕДИТЕЛЯМИ Бога.
    Причем сумасшествие - их очень обычная судьба.

    ОтветитьУдалить
  7. Если получится, в сегодняшней статье затрону эти вопорсы подробнее.

    ОтветитьУдалить
  8. Нет, статья об Апокалипсисе этот вопрос не затронула.
    Вот еще соображение: почему самые непримиримые враги - бывшие друзья? Потому что они понимают, что понося и наговаривая друг на друга они предают свою былую дружбу, что чем хуже отзываются о своем бывшем товарище, тем гаже сами по себе. И чем больше пытаются оправдаться, свалить вину, тем глубже вязнут.
    Вот Вам пример без Бога, - предательство вещь универсальная, неважно кому изменять жене, Отечеству или Вере. Как только обвинишь в подлости не себя, а жену, Отечество или товарища, тут и начинается самая невероятная и изощренная злоба и злословие.
    А причина - муки совести, попытка самооправдания.
    Может изложил сумбурно, тема достойна статьи, может изложу более адекватно.

    ОтветитьУдалить