суббота, 18 января 2014 г.

Дороги к Богу

       Есть ли Бог?
     Зрелый, искушенный, скептически настроенный  ум ответит: «Что за глупости, нет, конечно!».
     А что есть?
    «Есть я, человек, мои мысли, желания, ощущения, моя память, наконец!»
     Это представление о мире имеет достаточно древние корни и, возникнув от древних греков времен Платона,  получило развитие в различных европейских школах философии.
  Но даже во многих древнейших религиях (например, буддизм и индуизм) идея о первичности сознания занимает центральное место, утверждая, что реальности нет, окружающий мир – иллюзия, не более чем игра сознания, беспокойного разума, овладение которым и дает ключ  к нирване, блаженству и мировому могуществу.
  В обычной житейской логике этот центральный вопрос философии может быть сформулирован вполне прагматично:  «Действительно, так ли уж ценен весь этот мир и все его блага, если он возник и исчезнет вместе со мной? Нужно ли всю свою драгоценную жизнь тратить на познание нюансов и особенностей этой хрупкой иллюзии? Что есть вообще наша наука, если мир всего лишь порождение фантазии и отражение наших собственных мыслей?»
  Но есть и другая, строго противоположная точка зрения. Она говорит, что  сознание – ничто, а вот окружающий нас мир – всё. Наши мечты, мысли, желания, печали и радости ничем не отличаются от смысла жизни какого-нибудь слизняка, личинки или простейшего одноклеточного. А именно поглотить всех тех, кто поменьше и при этом протянуть самим как можно дольше.
 Эта точка зрения остается доминирующей и сегодня и носит название атеизма или материализма. В её рамках единственное назначение Разума сводится к подчинению себе подобных с тем, чтобы максимально удовлетворить свой инстинкт выживания.
 Но так как люди все-таки несколько отличаются от животных и насекомых, материализм неизбежно приводит к самоотрицанию в случае добросовестного научного развития этого тезиса. 
  Материализм означает веру в Смерть. А вера в Смерть неизбежно означает обожествление Смерти и, таким образом, волю к Смерти.
  Т.е. по-настоящему идейный атеизм и материализм подразумевают навязчивые суицидальные склонности. При этом нет ничего приятнее подобной религии, ведь убивать себя можно очень долго и со вкусом: водкой, никотином, наркотиками, сексом и  кулинарными излишествами.
  Зачем самоубийце дети? Самоубийцы порождают самоубийц либо по объективной глупости и недомыслию, либо просто потому, что до конца не осознают или верят в свой собственный тезис о неизбежности Смерти. Ведь неважно, праведником или грешником ты был, какие подвиги или мерзости вытворял, трупные черви переварят всех с одинаковым успехом. Поэтому тот, кто не пользуется имеющимися возможностями для максимизации удовольствия сполна, тот – осел. («Морской волк» Джек Лондон).
  Отметим, что обе приведенные точки зрения, материализм и идеализм,  являются крайностями, конфликтующими противоположностями. А я уже не раз говорил, что это – верный признак лжи, полной несостоятельности конфликтующих тезисов. Истина проста и асимметрична, как правильный ответ в школьном задачнике на запутанное полустраничное  выражение, которое требуется упростить.
  Доказать, что мир – не иллюзия проще простого. Достаточно посадить любой источник сознания голой попой на горячую сковородку или опустить его руку в ёмкость с кислотой, чтобы доказательство было очень быстро получено. Причём перед опытом не обязательно говорить, что сковородка раскалена или в какой из ёмкостей находится кислота, чтобы сознание как следует убедилось в том, что оно в этом опыте является не субъектом, а объектом опыта.
 Не менее просто доказать и то, что мир не только материален. Только для этого нужно не просто ясное, сосредоточенное сознание, но и ЧЕТКОЕ ПОНИМАНИЕ опасности эксперимента, его материальной невозможности, противоречие законам физики.
 Речь идет о многочисленных чудесах, которые легко осуществляют святые люди именем Господа: схождение благодатного огня, освящение воды, хождение по воде, исхождение миро, книги, которые не горят (такой эксперимент предшествовал крещению нашей Родины), предвидение будущего и проницание мыслей, исцеление и неуязвимость некоторых людей.
   Например, у французских революционеров о грудь  ломались стальные кинжалы. (Кто не понимает смысл: самоубийство – страшный грех, мученическая смерть «за други своя» дает венец святости. Достойный человек не может покончить с собой, даже если сдуру попытается.)
  Всё это – многочисленные примеры непосредственного влияния сознания на материальный мир. Причем читатель наверняка вспомнит не один пример сотворения чудес из собственной жизни, счастливого избавления от опасности или невероятного везения, которое поначалу воспринималось как наказание, когда осуществление опасного желания блокировалось разными неодолимыми препятствиями.
 Но если показать несостоятельность заблуждений зрелого и искушенного ума по поводу существования Бога достаточно легко, то это не так относительно детского и наивного резона. 
  «А зачем нам Бог? Мы что, недостойны или неполноценны? Зачем нам воспитатель, учитель или надзиратель? Нам и так весело! Ну чем мы не Боги?»
 В рамках этого вопроса человечество превращается в капризного сорванца, который предпочитает свои игрушки и игры нудным школьным занятиям и домашней работе. Который искренне полагает, что он уже получил всё необходимое образование, так как читать и писать уже научился. Он уже взрослый! Он знает, что делает! Не мешайте ему играться!
 С этой точкой зрения спорить невозможно. Остается только указывать на инфантилизм такой позиции, её эстетическую ущербность и неприглядность. Думаю, многие наблюдали, как уже достаточно большой мальчик всё пытается корчить умильные гримаски, прятаться под диван, куда он не влазит, или норовит закатить истерику, будто он совсем маленький, хотя просит далеко не погремушку. Такое случается у чрезмерно любящих мам, есть такое и у нашего Творца.
  К сожалению, здесь единственное средство убеждения – старый, добрый отцовский ремень. Поэтому всем желаю более приятной дороги к Богу.
  А какие ещё бывают дороги к Богу?

  Первая, как мы уже заметили – это ремень. Т.е. когда видя смерть близких и дорогих людей, разрушения, кровь и лишения, человек приходит к переосмыслению смысла жизни. И всем прелестям жизни начинает предпочитать чувство безопасности и защищенности, уюта и комфорта, как это было в детстве в родительском доме. И нет такого взрослого, который бы не хотел немного побыть ребенком.
 Такова первая и изрядно протоптаная дорога к Богу. Все мы, грешные, ступали по ней, получая благословение родительским ремнем. Чтобы уже с улыбкой сегодня смотреть на страшилки о вероятных космических угрозах, астероидах, инопланетянах или даже военной угрозе. Случайностей в нашем мире не бывает.

  Вторая дорога к Богу – это Любовь. Это – нехоженая тропа. О любви много говорят, но это лишь свидетельствует о полном непонимании сущности любви. Мы настолько далеки от него, что говорить о ней нам грешно. Мы говорим одно, но слышим и чувствуем совершенно другое.
 Чтобы понять, пройдемся по этой тропе. Это – самая прямая и широкая дорога к Богу.  Но никто не в состоянии следовать по ней. Ведь что это значит? Это значит родиться с таким внутренним избытком, настолько сильно любить других людей, что весь жизненный путь такого человека будет увенчан благотворительностью, щедростью и чудесами, ибо «не скудеет рука дающего».
 Много людей смогло пройти по ней?
 Справедливости ради нужно отметить, что это неспроста. Родившись практически неповрежденным, с огромным избытком внутренних сил гораздо проще прийти к Богу, нежели родившись с серьезным изъяном и всю жизнь сражаясь с этим недостатком. Зато прошедший второй, более трудный путь, оказывается лучше подготовлен к новой жизни.

 Очень многие люди обоготворяют Силу. Здесь и античные Олимпиады, и воля к мощи» Ницше, греческие герои и полубоги, Астерикс и Обеликс, Гаргантюа и Пантагрюэль, суровые герои Джека Лондона и «истинные арийцы» Гитлера.  Это – и есть вторая дорога к Богу.
 Человек, искренне стремящийся в мощи и боготворящий Силу, просто не может не заметить, что она всегда утекает сквозь пальцы. Чем выше ты поднимаешься по карьерной лестнице, чем больше, казалось бы, полномочий и средств влияния на людей, тем больше ощущение полного бессилия и неэффективности всех этих средств. 
 Да, любого можно заставит сделать практически всё что угодно с помощью изощренного насилия, шантажа или подкупа, виртуозного владения инструментами кнута и пряника. Но ни малейшего ощущения всевластия это не дает. Ибо даже собственная жена и дети такого всемирного вершителя судеб откровенно смеются над его всемогуществом. А подчиненные с удовольствием сковырнут своего босса при первой же его оплошности.
 Иными словами любой, кто добросовестно и усердно двигается по дороге к власти приходит к пункту полного самоотрицания. Когда понимание полной ничтожности земной власти становится абсолютно ясным и законченным. Ибо невозможно заставить искренне любить, уважать или даже чуть-чуть симпатизировать. А любовь и уважение из-под палки не стоят ровно ничего. 
 Так человек, идущий по этой дороге, приходит к воле к немощи.  Т.е. к Божественному пониманию природы Силы в нашем мире. Здесь так же нужно сделать развернутое разъяснение, так как многим наверняка непонятно, как это вообще может быть. Как может сила заключаться в немощи.
 Представим себе обычную ситуацию гопников и их жертвы. Можно дать сдачи и отбиться от гопников. А можно, даже будучи сильнее, подставить левую щеку, если ударили по правой. Многим непонятен эффект этого поступка.
 Меж тем эффект простой: человек, уклонившийся от ответного насилия, оборвавший цепь насилия на себе, получает сакральную власть над своими обидчиками. Данный эффект известен в психологии под названием «стокгольмского синдрома», только разумеется психотерапевты абсолютно далеки от понимания сути этого явления.   
  Таким образом, человек, целеустремленно идущий по пути стяжания силы, неизбежно приходит к поворотному пункту о воле к немощи и Божественному пониманию силы и власти в нашем мире. И только после этого он становится настоящим лидером на работе, в обществе и своей собственной семье. Независимо от занимаемой должности, пола и «функциональных обязанностей».

 Многим людям больше всего по нраву Справедливость. Она же может принимать формы Правды, тяги к Знаниям и Труду.
  Кстати, именно здесь становится понятным, почему простой человек, искренне любящий трудиться, часто бывает интереснее и интеллектуальнее маститого ученого. По той простой причине, что воля к Знаниям много ближе к привычке к труду, нежели к изощренным абстрактным построениям. Тогда как ученые искренне служат не столько Истине, сколько своему привилегированному статусу. И здесь им всегда приходится выбирать одно из двух: либо Знание, либо статус.
  Человек же, привычный к труду и создавший из стремления к Знаниям привычку, неизбежно приходит к познанию Истины. Которая есть Иисус Христос.
 Но эта тропа хожена не намного больше, чем тропа Любви.

 Подавляющее большинство людей предпочитает всему радость и удовольствие. Вот эта дорога к Богу – самая многолюдная и все мы на ней побывали.
 Что ищут и никак не найдут люди? Наркотик, зрелище или приятное ощущение, которые бы не приедались, не кончались и были бы безвредными. Нам нужна водка баз похмелья и алкоголизма, никотин без онкологии, секс без последствий для здоровья и без обязательств, героин и опиум без синдрома привыкания и потребности в увеличении дозы.
 Зачем человеку Бог, если есть сома? (О.Л.Хаксли, «О дивный новый мир». Причем представление о соме следует из древней индоиранской и персидской мифологии.)
 Подавляющее большинство людей ищет в этой жизни удовольствие. И все рано или поздно приходят к пониманию, что всякое удовольствие не более, чем мираж. Оно проходит едва ли не быстрее, чем случается. И чем большие дозы алкоголя, табака, подарков, артефактов шопинга, донжуанских списков и телевизионных программ мы коллекционируем, тем больше вырабатывается резистентность к этим возбудителям.
 Откуда прямо следует аскетизм, как высшая степень гедонизма. А отсюда уже прямая дорога к Богу. Когда стремление к удовольствиям трансформируется в понимание сущности Благодати Божьей.
  К сожалению, современные средства самоубийства настолько совершенны, что добраться по этой дороге к Богу можно только в самом жалком, полуразрушенном состоянии.

  Шестая дорога принадлежит тем, кто выбирает Совершенство.  Оно же приходит к нам в виде Красоты, Гармонии и Соразмерности.
  Выбор Бога как свидетельство безупречного вкуса – удел немногих счастливчиков.

  Седьмая и, возможно,  последняя дорога к Богу – это Жажда жизни. Каждый из нас хочет жить, но мало кто по-настоящему боится Смерти. Большинство предпочитает просто не думать об этом, сторониться похоронных процессий и пореже вспоминать о покойниках.
  Те, кто по-настоящему хочет и любит жить, выбирает эту дорогу. Остальные предпочитают этой дороге места, где можно гарантированно найти приключения. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий