понедельник, 29 октября 2012 г.

Куда делись фильмы о любви?


Тема этой статьи может показаться странной: где же тут экономика или геополитика? Тем не менее, именно искусство определяет грядущие победы или поражения в глобальных противостояниях: будь это школьный учитель (по Бисмарку) или книги, прочитанные в детстве (по Высоцкому).
 Но действительно, почему напрочь исчезли фильмы о любви? Не дурашливо-придурковатые, с легким эротичным подтекстом, подобно «Любви в большом городе», «Любови-моркови» и другим аналогичным относительно неплохим отечественным фильмам. Не прыщаво-озабоченные подростковые фантазии наподобие «Американского пирога» или бутафорско-суперменские похождения непобедимых супергероев. Но истории любви подлинной, настоящей, безыскусной, доверчивой, нетолерантной и бескомпромиссной. Любви настоящего Мужчины и настоящей Женщины, любви, презирающей красивые жесты и  громкие слова, дорогие бессмысленные подарки и убедительные доказательства собственного выдающегося превосходства над самцами-конкурентами, наличия необыкновенных способностей или благородного происхождения.
 Причем таковы не только фильмы, но и песни, видеоклипы. Чем более красочен и манящ их антураж, тем более убог смысл. Это либо весьма примитивно поэтизированное половое влечение, доходящее в пределе до навязчивой идеи, либо (что более симпатично) пошловато-ироничное подтрунивание на темы основного инстинкта. Причем последнее делается с легким налетом стеснительности: мол дескать тема скабрезная, но зато вечная, все мы одинаковые, как бы не пыжились. А если кто и равнодушен к теме, то это явно не от большого ума: именно такие «ботаны» и становится главными мишенями острот своих более продвинутых сверстников.
 Как получилось так, что со времен Ромео и Джульетты написаны миллионы романов и сняты тысячи фильмов, казалось, о любви, но истинных историй о любви по прежнему не хватает? Почему женщины запоем читают «шармы» о похождениях изящных красавиц и шикарных мачо, хоть и сами понимают вибратороподобный характер подобных историй, их полную несостоятельность, даже как заветной и несбыточной мечты?
 Почему пределом мечтаний любого более-менее адекватного героя таких произведений   является богатство? Как и решающим аргументом в любого рода спорах о приоритетах и ценностях?   
 Ответ один: наше искусство никуда не годно, оно все с большим трудом выполняет даже такую примитивную функцию, как развлечение, все сюжеты заезжены и избиты, от страшилок, боевиков до катастроф, звездных и магических  войн. Количество все более переходит в качество, но только в обратном к материалистической диалектике направлении: умножение на ноль нивелирует и те немногие единицы, которые ещё есть.
 Рассмотрим, как мы дошли до жизни такой.  
 По моему глубокому убеждению, высший расцвет русской (как и мировой) культуры связан с именами Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Салтыкова-Щедрина и Достоевского. Причем именно Достоевский оставил после себя непревзойденный до сих пор стандарт моральной правоты, понимания тайных струн человеческой души, её величия и падения.
 Советская литература, увы, не смогла подняться до такого уровня. Хотя довольно удачные попытки были (А.Толстой, М.Шолохов), но все равно они оставались слишком лубочными, упрощенными, плакатообразными. Как и весь образ несгибаемого коммуниста или вечно улыбающегося энтузиаста-строителя коммунизма.  
 Нужно отметить, что этот образ, придуманный в СССР, был неоднократно скопирован нашими идейными оппонентами в виде американского Супермэна, Бэтмэна и других подобных героев. Именно этот образ эксплуатируется в многочисленных «Конанах-варварах» и прочей шармообразной продукции. Только с гораздо более скромным эффектом: если несгибаемые коммунисты или инициативные пионеры были вполне реальным примером для большинства населения СССР, потребовались десятилетия, чтобы анекдоты про Чапаева, Анку-пулеметчицу,  Павлика Морозова и Зою Космодемьянскую поколебали безукоризненно выстроенную систему ценностей нашей страны. Систему, в которой «потребление» со времен Павки Корчагина и до Маресьева было на дальних задворках идеологической витрины. И только полный маразм (а еще вероятнее – прямой умысел) идеологов позднего СССР позволил сдать такие беспроигрышные позиции на идеологическом фронте
  Т.е. несмотря на всю лубочность и поверхностность системы ценностей СССР, которая сделала явный шаг назад от традиций русской культуры, проигнорировав глубинные вопросы смысла жизни, служения и сакральной ответственности за судьбы всего мира любого человека, считающего себя русским, так вот даже эта система ценностей СССР наголову превышала все то, что пыталось ей противостоять на Западе. Где способности сверхгероев и суперагентов изначально воспринимаются потребителем с иронией и сарказмом, ничуть не стимулируя зрителя к самопожертвованию и героизму. Где единственной непреходящей ценностью становится «американская мечта» - способность купить себе все, что только вздумается.
  Где первое, что продается – это уход от какой-либо ответственности.
 А второе, что продается – это любовь, обожание, поклонение. Вот почему шармы уничтожили такой жанр литературы, как роман. Вот почему Голливуд не снял ни одной путной картины о любви, в отличие от тех же французских и итальянских кинематографистов. Любовь к деньгам несовместима с любовью человека к человеку.
 Но как наше русское искусство опустилось до того же самого уровня убожества?
 Немалую роль здесь сыграла тенденция в советском искусстве, когда образ правильного коммуниста или комсомольца ушел на второй план, а вместо него был выдвинут образ человека заурядного, невыдающегося, обыкновенного. При этом обаятельность этого человечка, его мелкие жалобы и злоключения превращали в событие вселенского масштаба любую житейскую неприятность: угрозу членства в кооперативном гараже или поход налево.
 Это небольшое смещение акцентов оказалось для советского искусства катастрофичным: не имея подлинно глубоких корней сакрального православного и исторического русского источника нашей культуры, коммунистические герои немедленно переместились в анекдоты и пародии, тогда как место подлинного героя, образца, русского витязя, настоящего человека, оказалось вакантным.
 Но следует отдать советскому искусству должное: до самого последнего дня СССР выходили неплохие, глубокие фильмы о любви. И здесь нельзя не упомянуть «Иронию судьбы или С легким паром», почти полувековой успех которой показывает всю нашу неудовлетворенную потребность в подлинно романтичной, но не пошлой и не примитивной истории о любви. Истории настоящей, в отличие от той же «Иронии-2», хотя очень трудно объяснить, чем настоящее искусство отличается от хорошей поделки.    
 Сам тот факт, что до сих пор не создано фильма, и близко подобного в народном обожании «Иронии..» Эльдара Рязанова показывает всю неудовлетворенную потребность нашего народа к прекрасной, сказочно-нереальной и одновременно абсолютно обыкновенной истории любви.
 Любви, которая должна породить в конце концов из заурядного, недалекого, суетливого советского человека, «совка», подлинного героя нового века. Человека, способного отправить на позорную свалку кинематографические поделки вроде «Супермена», «Маски», «Бэтмена», «Рэмбо» или отечественного  «Саши Белого» и дать миру новый стандарт искусства.
 Таков общественный заказ. Уважаемые режиссеры и сценаристы, дело – за вами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий