пятница, 9 марта 2012 г.

О риунизме.


 Судя по ключевым словам для поиска, новое слово «риунизм» если не прижилось, то вызвало очень серьезный интерес. Не могу не признать, что я очень горд тем, что придумал новое слово: не каждому дано увидеть смысловую брешь в нашем богатейшем и высокоразвитом русском языке и получить возможность её заполнить.
 Тем более, если речь идет не о новых моделях бутерброда, электронных гаджетов или разных потребительских примочек, а о настоящем слове, означающем понятие вечное.
 Что такое риунизм?
  Анализируя рыночную модель, западные либеральные ценности, демократию, долларовый монетаризм, неизбежно возникает вопрос: ну неужели все здесь так плохо, неужели нечего полезного здесь нельзя взять себе на вооружение? Ведь есть же у западного мира и неоспоримые успехи, видимые невооруженным глазом. Небоскребы, автомобили, джинсы и жвачка. Почему бы нам не порыться в этом хламе, может там есть и здравые идеи?
  Такая идея есть. Это – конкуренция. Это понятие включает в себя как личную ответственность (пусть ограниченную) за все происходящее, так и свободу, предпринимательство, рыночную инициативу, возможность действовать без разнарядки сверху. И именно в соревновании таких предпринимательских инициатив и рождаются эти самые шедевры западной потребительской витрины.  
  О недостатках конкуренции здесь говорить не место, как и о том, что сама классическая рыночная модель давно сохранилась на уровне бабушек с семечками и придорожной торговли продуктами с огорода.
  Здесь более уместно обсудить, как совместить в неизбежно иерархическом, централизованном и бюрократическом обществе будущего подчинение с личной ответственностью и инициативой.
  Иными словами, как нам организовать в таком обществе конкуренцию? Например, в армии?
   Важнейшим ответом здесь является новое слово риунизм, которое отрицает общепринятое представление, что конкуренция может быть вызвана исключительно материальными стимулами.
 Так, средневековые рыцари бились на поединках не ради миллионных состояний, а всего лишь за право надеть корону королевы красоты на голову дамы своего сердца. А дуэлянты эпохи Реформации и Просвещения дрались на дуэлях исключительно ради чести, но не ради чемпионских поясов и внушительных гонораров.
  Более того, умопомрачительные оклады современным футболистам отнюдь не гарантируют наличие у них желания погонять мяч в охотку на радость трибунам болельщиков.
  Иными словами, материальный фактор в обеспечении конкуренции крайне переоценен и совершенно необоснованно принят как абсолютно доминантный.
  Как пример приведу общепринятое заблуждение «плохо работают, потому что мало платят». Это полная чепуха: любое повышение зарплаты действует несколько месяцев, после чего новый уровень благосостояния становится привычным и всякая мотивационная составляющая такого повышения исчезает. В связи с этим придумано, что повышение зарплат должно проводиться регулярно и понемногу. Но и такое повышение действует мотивирующее лишь до тех пор, пока оно не становится привычным.
 Т.е. ключевым фактором при материальной мотивации является её неожиданность, а еще точнее незаслуженность. Если человек полагает, что он заработал свою зарплату, он смотрит на работодателя как на должника, а не как благодетеля. Поэтому, чтобы материальный фактор работал, награждение должно быть ни в коем случае не по труду, а по капризу работодателя, чтобы работник никогда не мог предугадать и предвидеть свою награду.
  Думаю отсюда предельно выпукло видна вся ублюдочность материальной мотивации, неспособность её реально заинтересовать работника в качественном труде и полной самоотдаче.
  Т.е. материальная мотивация – не более, чем очередной миф западной политической и экономической доктрины. Все держится исключительно на мотивации нематериальной, так как людям в массе своей свойственно работать хорошо, свойственно чувствовать ответственность за сделанное, свойственно получать радость от хорошо сделанной работы и выполненного долга. И наоборот, сознание халтурно выполненной работы настолько неприятно, что очень часто перевешивает тот самый хваленый материальный стимул.
  Однако, если на уровне исполнителей, работников материальный фактор мотивации в принципе не играет особо роли, то на уровне руководства, элиты этот фактор весьма существенен. Более того, именно на уровне мотивации элиты, топ-менеджмента и решается вопрос: каковы доминирующие ценности общества, какова экономическая его модель и политическая доктрина? 
  И здесь есть только два последовательных варианта. Либо мы говорим о материальном факторе для мотивации элиты, и тогда логически приходим к выводу «хватит кормить излишний пролетариат», не важно в России, Китае или Малайзии. Т.е. к мальтузианству, к признанию того, что комфорт и спокойствие элиты – главная ценность всего человеческого общества.
  Иными словами и здесь мы приходим к тому, что материальный фактор, поставленный во главу угла логически неизбежно приводит к самоуничтожению человечества.
  И только признание первичности фактора нематериального, духовной конкуренции, способно привести к формированию элиты, действительно способной принять вызов времени.
  Об этом вызове не раз писалось ранее – это беспрецедентный уровень роста производительности труда, что ставит перед необходимостью задействования принципиально новых подходов к регулированию занятости. Чтобы каждый добывал хлеб насущный в поте лица своего, иначе -  всеобщее развращение и смерть.
  Именно поэтому обратная мотивация элиты, мотивация её возможностью дела, возможностью принесения пользы – это и есть риунизм.
 Если вернуться к примеру армии, то обучение, стрельбы, маневры, даже сопряженные с риском жизни – это стимул. А бесцельное копание/закапывание траншей и банальное безделье – смерть для армии.
 Основной вывод статьи: Конкуренция – это вовсе не обязательно драка с выигравшим и проигравшим за денежный куш. Наоборот, со всех точек зрения намного более эффективна конкуренция за нематериальные ценности, в которой не бывает проигравших.

P.S.  Riunione (итал) -  собрание; соединение; срастание; заживление (краёв раны);  соревнование; состязание; матч; встреча; совещание; слияние.

2 комментария:

  1. Гляньте хорошее видео на ту же тему:
    http://youtu.be/u6XAPnuFjJc

    Там подводится итог исследований, которые показывают, что материальная мотивация действует только при очень примитивном труде (копать, сортировать и т. п.), а если требуется работа головой, то достаточно просто платить достойную зарплату, ее увеличение ничем не поможет. Когда человек на работе думает, ему нужны совсем другие стимулы.

    ОтветитьУдалить
  2. Согласен. Для меня было откровением, что во многих европейских компаниях бонусов нет в принципе. (Это относится к нулевым годам, тогда мы изобретали у себя велосипед материального стимулирования)
    Сейчас я убежден, что деньги - главный демотивирующий фактор, разрушающий слаженную работу коллектива. Когда каждый начинает думать не о деле, а о своем возможном бонусе.

    ОтветитьУдалить