пятница, 5 апреля 2013 г.

Мусор и стоимость.


Ранее проблема мусора неоднократно затрагивалась. В качестве краткого обобщения следует отметить представление о мусоре как о главном узком месте цивилизации, которое возникает вследствие неуклонного роста производительности. Соответственно предыдущее узкое место цивилизации, вызванное недостатком овеществленного и обычного человеческого капитала, на наших глазах сменяется ещё более грозной проблемой утилизации мусора и отходов.
Соответственно возникает экономическая и нравственная проблемы. Первая заключается в том, что налогообложение дохода, прибыли, фонда оплаты труда или какого-либо иного производственного показателя становится бессмысленным и демотивирующим, тогда как единственным адекватным объектом налогообложения становится конечный продукт, который в этих целях может рассматриваться, как особая разновидность мусора или вредных отходов.
Иными словами, только налогообложение мусора и поощрение полной утилизации всех отходов и произведенных продуктов может сменить экономическую парадигму с максимизации потребления и уже почти шизофренической производственной оптимизации на гораздо более благодатную почву. На путь повышения производительности, эффективности и универсальности самой конечной продукции и выдвижении на второй (а то третий!) план задачи уменьшения занятости, экономии человеческого капитала и трудовых ресурсов.
Что касается второй, нравственной проблемы, то проблема мусора и безграничной производительности означает лишь то, что человечество окончательно вступило в историческое состояние, когда природное равновесие и гармония целиком зависит от воли и разума самого человечества. В полном соответствии с данной Адаму Творцом властью над этим миром согласно Библии, или, если угодно, концепцией ноосферы академика В.И.Вернадского.

Отсюда можно получить философское понимание о роли мусора (или грязи, греха), как важнейшей составляющей в деле воспитания и рождения в человеке высшей сущности. Потому что человеческий труд основан в первую очередь на борьбе с этим мусором, на стремлении к чистоте и гигиене, отвращении к беспорядку и грязи, воле к красоте.
И только ради этой великой цели в наш прекрасный и совершенный мир, созданный Творцом, была допущена грязь, пошлость, страдание и смерть.
Однако, это универсальное и абсолютное представление о роли мусора имеет так же и достаточно простое и прикладное значение.
Прежде всего, такое наблюдение. Мне пришлось работать в разных компаниях и по роду службы приходилось быть в курсе основных проблем предприятия, финансового состояния, ситуации в отрасли и других производственных проблем.
Так вот дорогостоящие процедуры «дью-делиженс» или просто изучение балансов или интернет-сплетен по поводу того или иного контрагента с успехом могут быть заменены на краткую экскурсию по офису этого предприятия. И неубранные горы окурков, загаженные туалеты и озлобленные лица сотрудников, так же как и чрезмерно блистающие чистотой мраморные пустынные залы немедленно расскажут и о ближайших перспективах и о вероятных дырах в балансе этого предприятия. (Оптимальный вариант - скромно, тесно, даже бедно, но ухожено. Это значит, что бизнес - в надежных руках.)
Например, дам такой прогноз. Очень осторожно и деликатно, так как информация касается лидера банковского рынка Украины. Невероятное количество неубранного мусора возле центрального офиса «Приватбанка» является неопровержимым свидетельством, что его владельцы уже несколько месяцев не появлялись в его стенах. И это означает, что скорее всего на банковском рынке Украины готовится новый большой передел собственности. Сравнимый с судьбой «Украины», «Инко» и «Аваля». (Мусор в течение рабочей недели уже убрали, но ранее подобная бесхозяйственность была немыслима в принципе, и это важный знак.)
Вот такую практическую пользу может иметь изучение мусора. И я бы это вменил в обязанность всем финансовым аналитикам.
Аналогичную пользу можно извлечь при оценке благополучия той или иной страны, или компетенции того или иного управленца. Чрезмерность бессмысленного великолепия, точно так же как и нечистоплотность вопиет о несовместимых с жизнью проблемах в управлении и использовании ресурсов, растратах и коррупции. Подчеркну: особенно неуместное великолепие.
Если страсть (порок) создает стоимость, то мусор её уничтожает. Причем второй процесс всецело доминирует над первым, в результате чего денежно-стоимостные отношения обречены.
Здесь логика рассуждений вступает в очевидное противоречие с жизненным опытом. «Как?» -скажет удивленный читатель, - «мы ежедневно сталкиваемся с людьми, которые не желают трудиться, которые требуют материального вознаграждения! Больше того, даже наличие такого вознаграждения ничуть не гарантирует добросовестный труд».
Это значит лишь то, что такие люди вполне обоснованно не слышат на своем предприятии той самой воли к чистоте, справедливости и гармонии, отвращения к беспорядку и грязи, воли к красоте, о которой мы говорили выше. И не исключено, что отчетливо слышат противоположное - волю к грязи, разрушению и смерти.
Что есть высшее удовольствие, высшая радость в жизни? Для ребенка - погремушки, сладости и мамино молоко. Для ребенка постарше - веселые игры со сверстниками и развлечения. Затем нередко наступает пора «вино и домино», когда радостью становятся более совершенные, «взрослые» способы забытья, азарта и развлечений. Порой они даже принимают обличие извращенного увлечения трудом или физическим совершенством.
Все это предполагает сложный, многоплановый характер одного и того же представления о благе. А сложный, значит - ложный.
Все указанные радости жизни привлекательны лишь постольку, поскольку недоступны. Никому не интересна слава, удача или женщина, которая доступна всем. Власть или роскошь в принципе невозможны без утилитарности. Ребенку не интересна гора собственных дорогих игрушек, но яркая безделица в руках другого ребенка всегда вызывает жгучее желание иметь такую же.
Таким образом, все подобные радости основаны на разрушении, на недопущении других к ним, на насилии. Причем деньги - и есть самый совершенный инструмент насилия. И, главное, точно такой же нерациональный, полубезумный, как каприз ребенка, желающего чужую игрушку.
Очень многие играют в эту игру до самой смерти и так и не достигают настоящей, духовной зрелости. Стараясь обогнать бесконечный поток автомобилей, как на трассе, так и в бизнесе и личной жизни. Коллекционируя игрушки других малышей.
 Но можно увидеть и иную радость и мотивацию. Которая будет гораздо сильнее, чем нелепый чемпионат человеческих амбиций.
 Просто пойти и сгрести в кучу осенние листья во дворе, починить скамейку и благоустроить свой двор. Просто приготовить вкусное блюдо для всей семьи, а может ещё и позвать гостей и соседей. Или хотя бы сварить утренний кофе, но не для себя лично.
  Главное - сделать что-либо без видимой причины. Разорвать замкнутый круг экономической целесообразности и прагматичности, ведущий к полному уничтожению человечества. Проявить Свободу Воли, данную нам Творцом, презреть мнение соседей или случайных прохожих.
 Преодолеть страх, стадное чувство, принадлежность к благоразумной толпе, идущей в пропасть. Стать выше воли к смерти, которую европейские слепцы-философы ошибочно приняли за волю к жизни.
 Какова мотивация матери, которая не спит ночами из-за своего ребенка или готова защищать его против любого могущественного обидчика? Какова мотивация мужчин-защитников, умирающих за свою страну? Какова мотивация родителей до самой смерти опекающих своих детей и на смертном одре думающих не о себе, а об их будущем? Какова мотивация ученого, работающего сутками над своим изобретением? Или писателя, композитора или художника. Точно так же заботится хороший водитель о своем автомобиле, рабочий - о своем станке, крестьянин - о своей скотине, пчелах и посевах.
 Полюбив деньги, привив страсть к коллекционированию золотых кружочков или бумажных фантиков, человек утратил свою любовь и тягу к труду, свою ответственность, свою свободу, свое право на власть в этом мире, которое дает исключительно любовь.
 Полюбив деньги, человек становится рабом. Духовным ничтожеством для которого понятие бессмертия просто нелепо. «Какой может быть смысл в бессмертии свинства?» (Волк Ларсен, «Морской волк», Джек Лондон)
 Поэтому любовь к труду есть исконное, базовое свойство любого человека. Известный персонаж Обломова является гораздо более фантастичным, чем любой Супермен, и Бэтмен или эльфы с хоббитами. Как мусор доминирует над стоимостью, так и страсть, скука изначально доминирует над ленью.
 И уже от воли человека зависит, куда будет приложен этот данный ему от рождения импульс, заряд энергии. На волю к власти, «хлебу и зрелищам» или на нечто более достойное. Человек скорее нуждается в ограничителях, в сдерживании бушующих в нем страстей, нежели в искусственных допингах, стимуляторах его активности.
 Каждый человек изначально неленив, лень возникает уже на излете жизни, вследствие утомления страстью, из закономерного угасания страсти перед нарастающим мусором или хаосом. Из конечной бессмысленности его мелочных желаний,  которые неизбежно и порождают это утомление и угасание.
Полюбив деньги, человек проявляет волю смерти. Которая действительно естественна и свойственна всему живому миру. И только человек способен презреть её.
И наоборот, отрицание денег ведет не к лени и паразитизму, а к подлинному освобождению труда, к реализации творческого, созидательного потенциала человечества




Понимаю, что сказанное перечеркивает все базовые представления нашей цивилизации о прогрессивности товарно-денежных отношений, теорий экономической стоимости и политэкономических формаций, о преимуществах разделения труда и методах хозяйствования.
Но что поделать, если они неверны?


P.S. Так получилось, что увлекшись, я пришел к более глобальному выводу, чем намеревался. Поэтому достаточно скромный вывод о мусоре и стоимости помещу в Post Scriptum.
Так как мусор уничтожает экономическую стоимость, то для продления дней последней единственным способом является налогообложение мусора (и готовой продукции, как потенциального мусора). И превращение борьбы с мусором в одну из «общечеловеческих» ценностей. Таково наше неотвратимое завтра.

Комментариев нет:

Отправить комментарий