вторник, 10 сентября 2013 г.

О философии качества.

            Немного разобравшись с маркетингом (ссылка), уместно расставить точки над i также в части новомодных систем управления качеством (TQM. Total Quality Management).
         Понятно, что как всякая хорошая идея, система управления качеством быстро выродилась либо в ещё один образец сомнительного бюрократического творчества, умопомрачительных форм отчетности и процедур согласований-разрешений, либо в элегантный метод международного давления и сбора дани, в полном соответствии с логикой Евгения Федорова.
            Т.е. форма протекционизма «своих» принимает невинный вид борьбы за качество при формальном соблюдении правил свободы рынка. При этом любой доступ на западные рынки возможен только при условии покупки западной же технологии производства за западные же кредиты и при западном же техническом обслуживании.
     Но эта тема очевидна, поэтому не слишком интересна.
     Поговорим лучше о самой идее философии качества в исходном, не искаженном международной борьбой за власть, виде.  Дело в том, что эта философия очень притягательна, именно она зачастую становится центральным пунктом различных «миссий» и «видений» крупных корпораций. Имеет ли эта философия право на жизнь в принципе?
       Поэтому сформулируем эту философию в наиболее притягательном, «вкусном» виде. Основной задачей людей (не важно, личностей или организаций) является постоянное стремление к совершенству, к наиболее полному и опережающему ожидания удовлетворения желаний и потребностей других людей. Собственно это превышение ожиданий и является качеством в его наиболее обобщенной и нетривиальной интерпретации.
            Такая красивая миссия действительно способна вдохновить коллективы и отдельные личности на достижение выдающихся результатов. Но, как это уже наверное очевидно, по аналогии с маркетингом, подобная миссия содержит в итоге только горькое разочарование. Ведь рано или поздно приходит понимание, что публика просто не способна по достоинству оценить эти выдающиеся достижения и жертвы.
       Публика не умеет ценить уникальный технический или иной творческий гений, самоотдачу и самопожертвование. Ей гораздо важнее дизайн и красивое маркетинговое позиционирование, ощущение эксклюзивности и причастности к «высшему кругу». У неё просто нет образования, чтобы оценить уникальность самой технологии или оригинальность технического решения, талант творца.
          Здесь уместна жесткая, но вполне адекватная аналогия. Свиноводу нет смысла превышать ожидания свиней, они вряд ли оценят икебану свежевымытого корыта или аромат изысканного корма. «И так съедят» - вот основной принцип ухода за этими непритязательными животными.
           Подобная логика вполне применима и к человеческому обществу. Что, оно отказывается есть генно-модифицированные и ненатуральные, вредные продукты? Оно отказывается от постоянного снижения стандартов железнодорожного или авиационного сообщения? Или может оно как-то реагирует на завуалированное хамство чиновников и бездействие полиции? Да оно вообще как бы не замечает того, что в корм что-то не то подсыпано, что качество корма и содержания систематически ухудшается.
         Но что же не так в философии качества?
         Основная проблема философии качества заключается в том, что творец, человек, имеющий способности и желания созидать, не должен исповедовать философию лакея «чего изволите». А философия качества именно лакейская философия, она не отвечает на вопросы смысла жизни и служения, направления этого совершенствования. Она отрицает существование Истины, подменяя потребность внутренней правоты, осмысленности деятельности и самой жизни человека на потребность в одобрительном похрюкивании общественной похвалы.
          Иными словами, качество - это ложная цель, красивая обманка, которая призвана подменить настоящие точки приложения для человеческой пытливости и энергии на заманчивые пустышки.
         Нет смысла говорить о повышении качества, не уточнив предмет совершенствования и конечной цели процесса. И здесь опять-таки логически вытекает гипотеза о Боге, так как говорить о совершенстве без эталона совершенства просто глупо.
        Без такого эталона всякое управление качеством и стремление к совершенству сводится лишь к повышению комфортабельности бытия свиней на свиноферме.



Комментариев нет:

Отправить комментарий