среда, 8 декабря 2010 г.

Гимн эгоизму Айн Рэнд.


  Поскольку поклонение рынку имеет не столько рациональное, сколько религиозное обоснование, при обсуждении экономических моделей невозможно пройти мимо феномена либеральной философии. Которая достойна внимания гораздо больше, чем её противница материалистическая диалектика марксизма-ленинизма, так как первая предполагает более реалистичное и правдоподобное приближение к жизни.
 Об этом свидетельствует большое число попыток взглянуть в будущее из рамок этой модели, тогда как из рамок диалектического материализма будущее почему то практически не просматривалось, кроме разве что самого общего обещания быть прекрасным.
 Творчество Айн Рэнд оказало значительное влияние на современный мир, её книга оказала в 60-е годы значительное влияние на американскую студенческую молодежь, которая в 80-е годы и создала рейганомику, мир для богатых за счет бедных, идейно обосновав справедливость и естественность этого состояния. 
  Именно поэтому развенчание этой идеологии является первостепенной важностью для думающего человека, намного полезнее, чем критика её предшественника сверхчеловека Ф.Ницше. Поскольку от изучения Ницше остаются практически малополезные, почти Ленинские фразы типа: «сущность женщины в ее беременности», «падающего – толкни», «воля жизни – воля к власти» или вот эта «безумие единиц — исключение, а безумие целых групп, партий, народов, времен — правило».
  Тогда как из творчества Рэнд следуют весьма конкретные и опасные рекомендации к тому, каким быть будущему миру.


  1. Идеологически я сказала точно то, что хотела, и у меня не было трудностей в выражении моих идей. Я хотела написать роман о Человеке против Государства. Я хотела показать в качестве основной темы величайшую ценность человеческой жизни и аморальность отношения к людям, как к жертвенным животным, и управления ими с помощью физической силы. Мне это удалось.
Айн Рэнд о книге «Мы – живые»
Таким образом, истинный героизм заключается в следовании своим желаниям наперекор обществу.

  1. Кира никогда не влюблялась. Единственным героем для нее был викинг, историю которого она прочла еще ребенком. Викинг, чьи глаза никогда не заглядывали дальше острия его меча, но меч которого не знал преград. Викинг, который шел по жизни, разбивая барьеры и пожиная победы; и когда солнце высвечивало корону над его головой, он, светлый и прямой, шагал среди руин, не замечая ее веса. Викинг, который хохотал над королями, который смеялся над священниками, который смотрел на небеса, только когда наклонялся напиться из горного ручья, и там, в отражении воды, видел в небе собственное изображение. Викинг, который жил для радости, восхищения и славы того господа, которым был он сам. Кира не запомнила книги, прочитанные до этой легенды, и не хотела помнить прочитанные после нее. Но сквозь годы она несла в своей памяти конец легенды, когда викинг стоял на башне над покоренным городом. Викинг улыбался, как улыбается человек, глядя на небеса, но он смотрел вниз. Его правая рука казалась одной сплошной линией с опущенным мечом, его левая рука, такая же прямая как его меч, взметнула к небу кубок с вином. Первые лучи восходящего солнца, все еще невидимого за горизонтом, позолотили хрустальный кубок. Он сверкал, словно зажженный факел. Его лучи освещали лица всех, кто стоял внизу.
Айн Рэнд «Мы – живые»
Интересное продолжение традиций снов Веры Павловны, когда будущее представляется в виде мечтаний наивной девушки. Но сон примечателен: заметьте: викингу нет дела ни до девушки, ни до семейных радостей. Все, что ему нужно – новые победы ради побед. Только КРАЙНЕ наивная девушка может мечтать о судьбе фронтовой подруги.

  1. Раньше она всегда знала, что она живая, особо не задумывалась над этим. Но теперь она вдруг обнаружила, что простое выживание превратилось в проблему, для решения которой требовалось много сил и времени. Нужно было очень стараться, чтобы всего лишь оставаться живыми. Она поняла, что с этим можно справиться, лишь усилив презрение к суете борьбы за выживание. Иначе, если к этому привыкнуть, вся жизнь сведется лишь к этому маленькому языку пламени в примусе и к разогревающейся на ужин каше из проса. Она была готова все свое время отдавать этой борьбе за жизнь, если бы только сама жизнь, которую полностью заполнял Лео, оставалась чистой и нетронутой. Если бы только эта борьба не вставала между ними. Она не жалела времени, потраченного не так, как ей бы хотелось, и никогда об этом не говорила. Она молчала, лишь только искорка радости поблескивала в ее глазах. Она испытывала радость и возбуждение от этой странной борьбы, для которой не было имени — ее можно было лишь чувствовать, которую они вдвоем вели в одиночестве против чего-то огромного и неизвестного, чего-то, что как наполнение билось о стены их дома, что жило в бесчисленных шаркающих по тротуару шагах, в этих бесконечных очередях, чего-то, что порвалось к ним в дом вместе с примусом и "буржуйкой", пшенкой и сырыми дровами, и что заставило две жизни бороться против миллионов голодных желудков за свое право на будущее.
Айн Рэнд «Мы – живые»
Да, осознание, что жить - значит трудится, для некоторых болезненно.
Узнаете новую русскую традицию в немытой посуде и разборках со своими половыми партерами видеть не много ни мало, но протест обществу, Родине, человечеству?

  1. Из-за того, что на кухне на пятом этаже склоненная над плитой женщина мешала в кастрюльке вонючую капусту, а сама женщина стонала, жаловалась на боли в спине и чесала голову ложкой,
Айн Рэнд «Мы – живые»
Блестящая логика нового мира, воплощенная в любом голливудском блокбастере. Безразлично, что весь мир погибнет, важна лишь судьба главного героя.
А коммунистический ответ, что жизнь одного не желающего честно работать и  мечтающего только о прислуге и роскоши аристократа, не стоит жизни простого рабочего оказывается символом тирании и бездушия.

  1. Я согласна работать круглые сутки. Я согласна ходить в старье — не смотрите на мое платье, товарищ комиссар, я знаю, что оно безобразно, но мне все равно. Может быть, я не всегда понимала вас и ваши порядки, но я умею быть послушной, я научусь... Но, когда это касается самой жизни, товарищ комиссар, мы должны быть серьезны, разве нет? Мы не можем позволить всем этим придуманным вещам отнять чью-либо жизнь. Один росчерк вашего пера — и он сможет поехать в санаторий, и ему не придется умирать. Товарищ комиссар, если мы спокойно и просто подумаем над всем этим — как оно есть — можем ли мы знать, что такое смерть? Ведь это конец всему, навсегда, никогда снова, никогда, независимо от того, хотим мы этого или нет. Разве вы не видите, почему он не может умереть? Потому, что я люблю его. Нам всем приходится страдать. Мы все чего-то добиваемся и что-то теряем. Это все неважно. Но, потому что мы — живые, в каждом из нас есть что-то, что... что как... основа нашего существования — и этого нельзя касаться. Вы понимаете меня? Этим он является для меня, и вы не можете отнять его у меня, потому что вы бы не позволили мне стоять перед вами, говорить, дышать, двигаться лишь затем, чтобы потом сказать, что все равно отнимите его у меня. Мы ведь оба еще не сошли с ума, ведь нет же, товарищ комиссар?
Айн Рэнд «Мы – живые»
Героиня согласна ДАЖЕ работать и ДАЖЕ ходить в тряпье ради спасения своего викинга! И это они называют себя ЖИВЫМИ, потому что в них ЧТО-ТО есть?

  1. Ты должен до конца разобраться. Никто, кроме меня, не видит этого. Я вижу и ничего не могу поделать. Ты тоже должен прозреть. Понимаешь? Сотни, тысячи, миллионы. Миллионы чего? Желудков, голов, ног, языков и душ. Даже не важно, совместимы они друг с другом или нет. Просто миллионы. Просто плоть. Человеческая плоть. Их регистрируют и считают, как консервные банки на магазинных полках. Интересно, их принимают по количеству или на вес? У них была возможность жить дальше. А у него нет. Он был всего лишь человек. Из всех камней вы признаете только булыжники. Алмазы — бесполезны, поскольку на солнце они сияют слишком ярко для глаз и слишком тверды для сапог, шагающих к пролетарскому будущему. И улицу алмазами не мостят. Во всем мире им находят достойное применение, однако вы не постигли это своим умом. Именно поэтому вы вынесли ему и многим другим смертный приговор, который приводится в исполнение не взводом, снаряженным для расстрела, а тяжелым недугом. Я ходила к одному занимающему высокий пост комиссару. Он сказал мне, что сотни тысяч рабочих погибли в гражданской войне и почему бы одному аристократу не отдать свою жизнь за Союз Советских Социалистических Республик. Но что такое Советский Союз в сравнении с личностью человека? Тебе не ответить на этот вопрос. Я благодарна тому комиссару. Он дал мне разрешение на то, что я сделала. Я не питаю к нему ненависти. Это ты должен ненавидеть его. Он первым сделал то, что я сейчас делаю с тобой!
Айн Рэнд «Мы – живые»
Рассмотрим наши «алмазы» повнимательнее. Героине трогательная забота о смертельно больном викинге не мешает встречаться с коммунистом Андреем, который, в конце концов, подобно Гоголевскому герою забывает Родину ради прекрасной панночки. Только финальную роль Тараса Бульбы выполняет панночка сама, мстя страшной местью непонятно кому и непонятно за что.
Да и сам викинг при первой же возможности спешит к новым сомнительным победам и роскошной жизни,  вместо того, чтобы оценить преданность своей фронтовой подруги. Какие тут могут быть мысли о браке, детях и семейном уюте?
И это они – живые?

  1. Вот в чем вопрос. Почему бы одному аристократу не отдать свою жизнь за Союз Советских Республик? Но ни тебе, ни твоим великим комиссарам, ни миллионам других, подобных тебе, не дано понять этого. Вы породили и вопрос, и ответ. Не плохой же подарочек вы сделали миру! Но один из вас уже получил по заслугам. Я отомстила тебе и тобой за все то горе, которое твои соратники причинили миру. Ну, что скажешь, товарищ Таганов, член Всесоюзной Коммунистической партии. Вы учили, что наша жизнь ничто по сравнению с интересами государства — тогда почему же ты сейчас так страдаешь? Я довела тебя до отчаяния. Почему же ты не говоришь, что твоя жизнь ничего не значит? — Кира говорила все громче и громче; ее слова, подобно жесткому кнуту, хлестали Андрея по щекам. — Ты любил женщину, а она швырнула твою любовь тебе же в лицо? А в прошлом месяце шахтеры пролетарского Донбасса выдали на гора сто тонн угля! У тебя было два жертвенника, на одном из которых ты вдруг увидел проститутку, а на другом — товарища Морозова? А в прошлом месяце Страна Советов отправила на экспорт десять тысяч тонн зерна. Ты потерпел полное поражение? А пролетарская республика ведет строительство новой гидроэлектростанции на Волге. Почему ты не улыбаешься и не распеваешь хвалебные песни в честь коллективного труда? Твой коллектив все еще ждет тебя. Неужели с тобой что-нибудь случилось? Но ведь это всего лишь личная проблема частной жизни, которая может волновать только представителей доживающего свой век буржуазного общества. Но у тебя же есть "более высшая" — как выражаются твои товарищи — цель в жизни? Я права, товарищ Таганов?
Айн Рэнд «Мы – живые»
Так приводила в исполнение свой приговор Андрею прекрасная панночка. Так высшая цель в жизни – собственная похоть и гордость стали важнее угля и зерна.

  1. Это — война. Это — война. Ты ведь не сдашься, Кира, а? Война не опасна до тех пор, пока ты не сдашься. Ты — солдат, Кира, и ты не сдашься. И чем труднее, тем счастливее ты должна быть от того, что ты можешь все это выдержать. Вот так. Чем трудней — тем счастливей. Это — война. Ты — хороший солдат, Кира Аргунова.
Айн Рэнд «Мы – живые»
А не лучше ли было вместо солдатской выбрать женскую судьбу? Женское счастье вещь непостоянная, но уж получше солдатской доли. И закономерной смерти от пули в степи.

  1. Ему никогда не было одиноко, за исключением тех минут, когда он чувствовал себя счастливым.
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Новое, продвинутое понимание счастья исключает шумную семью и веселых друзей. А исконное русское понятие счастья, неразрывно связанное с коллективной работой в поле, имевшей сакральное значение, умерло, так и не удостоившись  малейшего  внимания продвинутых «философов» Запада.

  1. Единственным запомнившимся ему за время работы во всех этих местах было то, что люди вокруг, казалось, никогда не знали, что нужно делать, в то время как он знал это всегда.
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Вот вам новая концепция образования. Умным оно не нужно, остальным – все равно бесполезно.

  1. Да ничего тебе не жаль. Ты вполне мог бы прийти, если бы захотел. Но разве ты хоть раз сделал что-то для кого-нибудь, кроме себя? Мы все тебе глубоко безразличны, тебя не интересует, что мы делаем. Ты считаешь, что раз ты оплачиваешь счета, то этого вполне достаточно. Деньги! Ты только это и знаешь. И ничего, кроме денег, мы от тебя не видим. Ты хоть раз уделил кому-нибудь из нас хоть капельку внимания?
Чего они от меня хотят? – думал Реардэн. Чего добиваются? Ему от них никогда ничего не было нужно. Это они все время что-то требовали от него, и, хотя это выглядело любовью и привязанностью, выносить это было намного тяжелее, чем любую ненависть. Он презирал беспричинную любовь, как презирал незаработанное собственным трудом богатство. Они любили его по каким-то непонятным причинам и игнорировали все то, за что он хотел быть любимым. Он спрашивал себя, каких ответных чувств они от него добиваются, – если только им нужны его чувства. А хотели они именно его чувств. В противном случае не было бы постоянных обвинений в его безразличии к ним, не было бы хронической атмосферы подозрительности, как будто они на каждом шагу ожидали, что он причинит им боль. У него никогда не было такого желания, но он всегда чувствовал их недоверчивость и настороженность. Казалось, все, что он говорил, задевало их за живое; дело было даже не в его словах и поступках. Можно было подумать, что их ранило само его существование. … Он не мог осудить их не поняв, а понять их он не мог. Любит ли он их? Нет, подумал он, он всегда лишь хотел любить их, что не одно и то же. Он хотел любить их во имя неких скрытых ценностей, которые прежде пытался распознать в каждом человеке. Сейчас он не испытывал к ним ничего, кроме равнодушия.
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Чувствуете две расы, два совершенно непонимающих друг друга полюса? Ни рабство, ни крепостничество не делили человечества на элиту и толпу так совершенно, как это делают деньги, давая власть и не придавая ответственности. Кроме разве что мелких унизительных подачек….

  1. Он ощущал уверенность в том, что сегодня каждый человек желал ему только добра. Ему очень хотелось кого-нибудь встретить, встать с распростертыми объятиями перед первым встречным незнакомым человеком и сказать: «Посмотри на меня». Он думал о том, что людям так не хватает радости и они жаждут малейшего ее проявления, чтобы хоть на мгновение освободиться от мрачного бремени страдания, которое казалось ему, сполна изведавшему эту жажду, таким необъяснимым и ненужным. Он так и не смог понять, почему люди должны быть несчастны.
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Да потому, что чувствуют, что их жизнь все больше и больше зависит от этих самых унизительных подачек.

  1. Если это достигается такой ценой, то будь я проклята, если захочу так жить с людьми на одной планете. Если остальные могут выжить, лишь уничтожив нас, то почему мы вообще должны хотеть, чтобы они выжили? Нет ничего, что могло бы оправдать самопожертвование. Ничто не может оправдать превращения людей в жертвенных животных. Ничто не может оправдать истребление лучших. Человека нельзя наказывать за способности, за умение делать дело. Если уж это справедливо, то лучше нам всем начать убивать друг друга, поскольку никакой справедливости в мире не осталось
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Таким образом, истребление худших ради лучших обосновано..

  1. На нем была очень дорогая одежда, но он носил ее так, словно ему было абсолютно безразлично, как он одет.
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Все положительные герои Рэнд одеты именно так, что свидетельствует о ее немалом вкладе в современную моду. Так что если вы удивляетесь неряшливой дорогой одежде американцев или европейцев, понимайте, почему на смену устаревшим ухоженным сюртукам и цилиндрам, а также красным косынкам и кожанкам пришла вызывающая неряшливость.

  1. Если радость – цель и смысл существования, думала она, и если то, что может заставить человека чувствовать себя счастливым, является величайшей тайной человеческой души, то в этот момент они увидели друг друга обнаженными.
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Без комментариев. Все и так предельно откровенно.

  1. Все наследники рода Д'Анкония были людьми незаурядных способностей. Но никто из них не выдерживал никакого сравнения с тем, чем обещал стать Франциско. Словно столетия пропустили все свойства этой семьи сквозь мелкое сито и, отбросив несущественное и незначительное, оставили лишь чистый, сияющий талант, словно по воле счастливого случая наконец было сотворено существо, близкое к совершенству, лишенное каких бы то ни было случайных черт.
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Почему-то герои Айн Рэнд обычно имеют впечатляющую родословную и золотые кудри, широкие плечи и узкие бедра. Видимо, чтобы мы порадовались, что наши негодные гены не испортят совершенство человека будущего.

  1. Чего ты добиваешься?
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Вспомним, что наши рассуждения про природу денег. Ссылка.  Деньги есть средство обмена и пока обмен не завершен, представляют собой ДОЛГ.
Поэтому желание кого-либо делать деньги есть желание, чтобы все были ему должны.

  1. Дэгни, в жизни имеет значение лишь одно – насколько хорошо ты делаешь свое дело. Больше ничего. Только это. А все остальное приложится. Это единственное мерило ценности человека. Все те моральные кодексы, которые тебе навязывают, подобны бумажным деньгам, которыми расплачиваются мошенники, скупая у людей нравственность. Кодекс компетентности – единственная мораль, отвечающая золотому стандарту.
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Поэтому компетентный маньяк намного ценнее загубленных им детей.
Сравните с «незаменимых у нас нет» И.Сталина.

  1. «Тебя ничего не интересует, кроме бизнеса» – он слышал это всю свою жизнь, словно обвинительный приговор. Он всегда знал, что бизнес считают своего рода тайным и постыдным культом, которому невинный обыватель предаваться не станет, что люди относятся к бизнесу как к гадкой необходимости, от которой никуда не денешься, но упоминать о которой не следует, что разговор о делах считается оскорблением более высоких чувств, – человек смывает с рук машинное масло, прежде чем войти в дом, и так же он должен, входя в гостиную, выбросить из головы мысли о делах.
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Если убрать художественные красивости имеем обычное бытовое хамство человека, считающего, что ему все позволено, так как он зарабатывает деньги. Удивительно, что  оно возведено в идеал. Хотя как удобны такие идеалы именно никчемному человеку…

  1. Мне не нравятся люди, которые говорят или думают о том, как бы завоевать доверие другого. Если человек поступает честно, ему не нужно завоевывать доверие другого, достаточно разумного анализа его действий. Тот, кто всячески пытается заручиться доверием другого, имеет нечестные намерения, независимо от того, признается он себе в этом или нет.
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Так  кодекс эгоиста и антиальтруиста не позволяет главным героям даже в кругу собственных друзей и единомышленников позволить обычные человеческие чувства, отрицать любую помощь и даже моральную. Единственное исключение – угостить товарища сигареткой.

  1. У человека нет души. Человек – всего лишь жалкое животное, бездушное, безмозглое, лишенное добродетели и совести. Животное, которое способно только есть и размножаться.
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Четкая, ясная и вполне научная неверная позиция. Созидает исключительно любовь, знание без любви разрушительно.

  1. Интеллект? Это случайная искорка, которая изредка на миг сверкнет среди людей и тут же гаснет. Никто не знает ее природы… ее будущего… или гибели
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Как это наверно романтично и волнительно чувствовать себя одинокой искоркой среди океана человеческой тьмы... Но куда уж нам с вами, уважаемый читатель! Интеллект, это ж такая редкость!

  1. Я презираю тебя. Но это ничто по сравнению с презрением, которое я испытываю к себе. Я не люблю тебя. Я никогда никого не любил. Но я хотел тебя с нашей первой встречи. Хотел, как хотят проститутку, по той же причине и с той же целью. Два года я проклинал себя, считая, что ты выше подобного желания. Но ты такое же животное, как я. То, что я открыл это для себя, должно вызывать у меня отвращение. Но я его не чувствую. Еще вчера я убил бы любого, кто сказал бы мне, что ты примешь то, что сделал с тобой я. Сегодня я отдал бы жизнь, лишь бы ты не стала другой, лишь бы оставалась той самкой, какая ты на самом деле. Все величие, которое я вижу в тебе, – я не променял бы его на твой бесстыдный талант к животному наслаждению. Ты и я – мы были великими людьми, мы гордились своей силой и мужеством, не так ли? Вот все, что осталось от нас, и я не хочу никакого лицемерия и самообмана.
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Какое же может быть счастье, если нет свободной любви без детей и обязательств? Свобода сексу и бизнесу, вот она новая формула счастья.

  1. - Самое худшее – не оскорбления, которыми тебя осыпают, а комплименты. Сегодня меня просто тошнило от них, особенно когда все время повторяли, как я всем нужен – им, городу, стране, просто всему миру. Судя по всему, в их понимании вершина славы – это когда человек имеет дело с людьми, которым он нужен. Терпеть не могу тех, кто во мне нуждается. – Реардэн посмотрел на нее: – А ты нуждаешься во мне?
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Как же все таки раздражают никчемы безупречного героя! Никак они не поймут, что лучшее, что они могут сделать - умереть от сознания собственной никчемности.

  1. Любить женщину за ее достоинства бессмысленно. Она заслужила это. Это плата, а не дар. А вот любить женщину за ее пороки – это и есть настоящий дар, потому что она не заслуживает этого. Любить ее за ее пороки значит осквернить ради нее все понятия о добродетели, и это является истинной данью любви, потому что ты приносишь в жертву свою совесть, свой разум, свою честность и свое неоценимое самоуважение.
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Таким образом, ДАРИТЬ можно только любовь и сигареты. Все остальное нужно ПРОДАВАТЬ. Видно табак и секс – такая гадость, что дарить их морально с точки зрения кодекса эгоиста.

  1. Мисс Таггарт, знаете ли вы отличительную черту посредственности? Негодование из‑за успеха другого. Эти обидчивые бездари трясутся над тем, как бы их кто не обскакал. Они и понятия не имеют, какое одиночество появляется, когда достигаешь вершины. Им чуждо это чувство тоски, когда так хочется увидеть человека, равного тебе, разум, достойный преклонения, и достижение, которым можно восхищаться. Они скалятся на тебя из своих крысиных нор, полагая, что тебе нравится затмевать их своим блеском, а ты готов отдать год жизни, чтобы увидеть хоть проблеск таланта у них самих. Они завидуют великому свершению, и в их понимании величие – это мир, где все люди заведомо бездарней их самих. Они даже не осознают, что эта мечта – безошибочное доказательство их посредственности, потому что человеку воистину великому такой мир просто противен. Им не дано понять, что чувствует человек, окруженный посредственностью и серостью. Ненависть? Нет, не ненависть, а скуку – ужасную, безнадежную, парализующую скуку. Чего стоят лесть и похвалы людей, которых не уважаешь? Вы когда‑нибудь испытывали сильное желание встретить человека, которым могли бы восхищаться? Чтобы смотреть не сверху вниз, а снизу вверх?
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Ненависть, презрение и отвращение к остальным в результате понимания собственного величия приводят к одиночеству и тупику. И Ницше, и Рэнд к нему пришли, да только из-за сознания собственного величия не заметили его.

  1. Идя по темным улицам к ее дому, Реардэн держал руки в карманах пальто, крепко прижав их к туловищу, – он не хотел ни к чему прикасаться, никого задевать. Он никогда еще не испытывал этого – отвращения, которое не было вызвано чем‑то определенным, но казалось, наводняло все вокруг так, словно город был насквозь пропитан мерзостью. Реардэн мог понять отвращение к чему‑то конкретному и мог с этим бороться, зная, что это не принадлежит его миру; но ощущение, что мир отвратительное место, с которым он не хочет иметь ничего общего, было абсолютно новым, неизвестным чувством.
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Отвращение, презрение, ненависть и гордость – вот исключительные чувства, которые дозволено испытывать правоверному эгоисту. Согласитесь, монашество менее тяжко. Не зря Ницше не выдержал и сошел с ума.

  1. … это мир и его ядро, это то, что составляет город; угловатые линии зданий и угловатые черты лица, лишенные всего, кроме цели, – последовательные этапы изготовления стали и шаги, стремящиеся к своей цели, вот чем были люди, живущие, чтобы изобретать электричество, сталь, печи, двигатели, – они были миром, они, а не пресмыкающиеся в темных углах людишки, полуумоляющие, полуугрожающие, кичливо выставляя напоказ свои открытые язвы в качестве единственного обоснования права на жизнь и своего единственного достоинства.
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Согласитесь, даже золотой миллиард – это перебор. Ну к чему на земле столько человеко-мусора?

  1. Но вы утверждаете, что деньги созданы сильными за счет слабых? О какой силе вы говорите? Очевидно, что это' не сила кулаков или оружия. Богатство – это результат умения человека мыслить. В противном случае получается, что деньги созданы изобретателем двигателя за счет тех, кто не умеет изобретать. Получается, что деньги придуманы умным за счет дураков? Тем, кто может, за счет тех, кто не может? Движущимися к цели за счет бездельников? Прежде чем деньги можно будет отнять или выпросить, они должны быть созданы трудом честного человека в соответствии с его возможностями. Честным я называю того, кто осознает, что не имеет права потреблять больше, чем производит.
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Прослезились? А между тем деньги всего лишь самый совершенный инструмент насилия, придуманный человечеством. Рабы воспевают свой собственный ошейник. Прогресс!

  1. Уходите без оглядки от любого, кто скажет вам, что деньги – зло. Эти слова – колокольчик прокаженного, лязг оружия бандита. С тех пор как люди живут на земле, средством общения для них были деньги, и заменить их в качестве такого средства может только дуло автомата.
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Доллар без автомата и без подневольного труда в американских колониях - не деньги. Но в долларе – высшая справедливость, богатство и бедность сами выбирает тех, кто их заслуживает, ничего с этим не поделаешь, закон природы, торжество разума!

  1. Позже выяснится, что они были обречены, так как добыча месяцами велась без учета геологических особенностей местности, – чего можно ожидать от владельца‑повесы? Огромные залежи медной руды будут похоронены под тоннами горной породы. Сам Себастьян Д'Анкония смог бы возобновить добычу не раньше чем через три года, а народная республика – никогда. Когда же акционеры начнут присматриваться к делам, то обнаружат, что шахты в Кампусе, Сан‑Феликсе, Лас‑Эрасе работают точно в таком же режиме и более года несут убытки, однако повеса искажает факты и скрывает их от прессы. Сказать вам, что они узнают об управлении литейными заводами "Д'Анкония коппер"? Или сухогрузным флотом "Д'Анкония коппер"? О, они много чего узнают. Только это им уже не поможет, потому что завтра утром "Д'Анкония коппер" с треском лопнет, разобьется на мелкие осколки, как лампочка о цемент, как скоростной лифт, рухнувший с огромной высоты. И все эти паразиты, пиявки, сосавшие кровь моей компании, все они останутся у разбитого корыта.
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Действительно, ну какое право имеют люди на запасы руды Д’Анкония, чудо металл Реардена и супердвигатель Джона Галта? Странно, как это изобретатели колеса,  печи,  лука, стремян и т.д. снизошли к человеческим ничтожествам и поделились с ними своим знанием.

  1. Невозможно управлять невинными людьми. Единственная власть, которую имеет любое правительство, – это право применения жестоких мер по отношению к уголовникам. Что ж, когда уголовников не хватает, их создают. Столько вещей объявляется криминальными, что становится невозможно жить, не нарушая законов. Кому нужно государство с законопослушными гражданами? Что оно кому‑нибудь даст? Но достаточно издать законы, которые невозможно выполнять, претворять в жизнь, объективно трактовать, – и вы создаете государство нарушителей законов и наживаетесь на вине. Вот какая система, мистер Реардэн, вот какая игра, и если вы ее поняли, с вами будет намного легче иметь дело.
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Итак, цель врагов эгоистов – та же самая нажива, т.е. тоже эгоизм, только лицемерный, скрытый под социалистической и христианской фразеологией.
Таким образом, главный философский выбор книги – выбор между открытым, самодовольным эгоизмом и эгоизмом комплексующим и ущербным.
К счастью такой вопрос перед человечеством не стоит.

  1. - Мистер Реардэн, … если бы вы увидели атланта, держащего на своих плечах мир, увидели, как кровь течет по его груди, ноги его подгибаются и руки дрожат, а он из последних сил пытается удержать мир, и чем мощнее усилие, тем тяжелее мир давит на его плечи, – что бы вы ему предложили?
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Действительно, к чему на Земле столько миллиардов ничтожеств? Атлант устал.

  1. Я богат и горжусь тем, чем владею. Я сделал свои деньги собственным трудом, путем свободного обмена и по добровольному согласию каждого человека, с которым имею дело, добровольному согласию тех, кто принимал меня на работу, когда я начинал, добровольному согласию тех, кто работает на меня сейчас, и тех, кто покупает мою продукцию. Я отвечу на все вопросы, которые вы боитесь задать открыто. Хочу ли я платить своим рабочим больше, чем стоят для меня их услуги? Нет. Хочу ли я продавать свою продукцию дешевле, чем желают платить мне мои заказчики? Нет. Желаю ли я продавать ее в убыток или раздавать? Нет. Если это зло, делайте со мной что хотите согласно любым принципам, которых вы придерживаетесь. Это мои принципы. Я зарабатываю на жизнь так же, как должен зарабатывать каждый честный человек. Я отказываюсь считать виной факт собственного существования; я должен работать, чтобы поддерживать его. Я отказываюсь считать виной тот факт, что я в состоянии делать это лучше, чем большинство людей, тот факт, что мой труд имеет большую значимость, чем труд моих ближних, и что многие желают платить мне. Я отказываюсь извиняться за свои способности, отказываюсь извиняться за свой успех; отказываюсь извиняться за свои деньги. Если это зло, что ж, боритесь с ним, как можете. Если общество находит это пагубным для своих интересов, пусть общество уничтожит меня.
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Преступление отнюдь не в способностях, а в противопоставлении себя обществу, несогласии с оценкой обществом собственной значимости, во вредительстве и саботаже.
Но общество уничтожит любого, кто будет пытаться презирать и диктовать ему свою волю, отрицая то, что он лишь часть этого общества, а не наоборот

  1. Скажите мне, что человек находит сексуально привлекательным, и я расскажу всю его жизненную философию. Покажите мне женщину, с которой он спит, и я скажу, как он себя оценивает. И какой бы ерундой насчет ценности альтруизма его ни пичкали, секс – самое эгоистичное из всех действий, действие, которое совершается только ради собственного наслаждения. Только попробуйте представить себе половой акт в духе самоотречения и доброхотного даяния – акт, который невозможен в самоунижении, только в самовозвышении, только в уверенности, что тебя желают и что ты этого желания достоин. Это действие заставляет человека обнажить дух, так же как и тело, и признать свое истинное Я мерилом своей ценности. Мужчину всегда притягивает женщина, отражающая его глубочайшее видение себя самого, женщина, завоевание которой позволит ему испытывать – или притворяться, что испытывает, – чувство собственного достоинства. Человек, который уверен в собственной ценности, захочет обладать женщиной высшего типа, женщиной, которую он обожает, самой сильной и самой недоступной, потому что только обладание героиней даст ему чувство удовлетворения. Обладание незамысловатой проституткой не даст ничего.
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Именно никчемному человеку нужно самоутверждение через обладание неприступной женщиной или властным мужчиной. Богатому и успешному человеку это извращение мало интересно, поэтому ему довольно и проститутки, дорогой, роскошной и профессиональной.
Еще проще представить себе половой акт в духе самоотречения. Это каждый половой акт, в котором одна из сторон соглашается на то, что ей не нравится или просто не испытывает оргазма. Странно, что автор как женщина с таким ни разу не сталкивалась.

  1. Но человек, убежденный в своей никчемности, всегда тянется к женщине, которую презирает, потому что она отразит его собственную сущность, освободит его от объективной реальности, в которой он – жалкая подделка, предоставит ему кратковременную иллюзию собственной значимости и кратковременное избавление от нравственного закона, который его осуждает. Приглядитесь к тому безобразию, в которое большинство людей превращает свою половую жизнь, и к путанице противоречий, которые они считают своей нравственной философией Одно вытекает из другого. Любовь – это наша реакция на наши высшие ценности, и она не может быть ничем другим. Позвольте человеку извратить свои ценности и взгляд на жизнь, позвольте ему уверовать, что любовь не наслаждение, а отрицание, что добродетелью является не гордость, а жалость, или страдание, или слабость, или самопожертвование, что благороднейшую любовь рождает не восхищение, а сострадание, не признание ценностей, а признание пороков, – и он раздвоится. Его плоть перестанет ему подчиняться, он станет импотентом с женщиной, которой открыто признается в любви, его потянет к самой последней шлюхе.
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Прекрасная иллюстрация бесплодности усилий Разума в попытках отличить добро от зла, изобрести высшее добро. Меж тем критикуемое здесь Евангелие, всего лишь говорит, что грех есть все, что кроме семьи и что брак – один раз и на всю жизнь, а цель семьи – дети. Сколько ж ненависти нужно испытывать к этой простой формуле добра, чтобы так раздвоиться?

  1. Интеллигенция? Можно ожидать неприятностей от кого угодно, только не от современной интеллигенции: она все проглотит. Да по мне последняя портовая крыса из профсоюза грузчиков куда страшнее: он может вдруг вспомнить, что он человек, и тогда мне с ним не справиться. Но интеллигенты? Они давным‑давно забыли, что они люди. И подозреваю, что именно для этого их обучали в их университетах. Делайте с интеллигенцией что хотите. Она все стерпит.
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Интересно, кто же тогда символ разума, искорки интеллекта? Или может таки разум  не главное, а главное – воля к победе?

  1. Но я избрал для себя особую миссию. Я охочусь за человеком, которого хочу уничтожить. Он умер много столетий назад, но пока в человеческой памяти не будет стерто последнее воспоминание о нем, мир не станет местом, где возможна достойная жизнь.
Робин Гуд остался не защитником собственности, а защитником нужды, не защитником ограбленных, а благодетелем бедных. Он заслужил ореол благодетеля, потому что занимался благотворительностью, используя богатства, которыми никогда не владел, раздавал блага, которых не производил, заставлял других платить за свою изощренную жалость. Он стал символом идеи, что нужда, а не достижение является источником прав, что главное не производить, а нуждаться, что заработанное нам не принадлежит, а незаработанное принадлежит. Он стал оправданием всякой посредственности, которая не способна заработать себе на хлеб и поэтому потребовала лишить людей, которые богаче ее, их собственности. Он заявил, что хочет посвятить жизнь тем, кто ниже, за счет ограбления тех, кто выше. И это подлейшее существо, дважды паразит – он присосался к ранам бедных и питался кровью богатых – объявлен нравственным идеалом!
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Современный нравственный идеал – глумиться над  бедными и слабыми. «Падающего – толкни»  (Ф.Ницше) Только Ницше никогда не доводил свои выводы до конкретных рекомендаций, отчего и выиграл.

  1. Я не хочу работать в мире, который считает меня рабом. Я не желаю представлять какую‑либо ценность для народа. Если бы я преуспел в воссоздании двигателя, я все равно не позволил бы вам поставить мое изобретение им на службу. Моя совесть не позволяет, чтобы творение моего ума приносило им успокоение и комфорт.
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Как вы видите, «изобретатель» готов зарыть свой двигатель в землю, лишь бы не делиться своей прибылью с народом, чем вызывает гибель народа под аплодисменты Айн Рэнд.
Меж тем истинному изобретателю прибыль не нужна, ему нужна лаборатория и общественное признание его гения.

  1. Вы знаете, что Соединенные Штаты – единственная в истории страна, которая использовала собственную монограмму в качестве символа порочности? Спросите себя почему. Спросите себя, как долго страна, сделавшая такое, может надеяться на существование и чьи нравственные законы разрушили ее. Это была единственная в истории страна, где богатство приобреталось не бандитизмом, а производством, не силой, а торговлей; единственная страна, где деньги служили символом права человека на его собственный разум, труд, жизнь, счастье – на самого себя. Если это, по нынешним нормам мира, зло, если это повод, чтобы проклинать нас, то мы, поклонники и создатели доллара, принимаем проклятие этого мира. Мы предпочитаем носить знак доллара на наших лбах и носим его гордо, как символ благородства, символ, ради которого хотим жить и, если нужно, умереть.
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Ну да ладно, кто же за деньги умирать то станет?

  1. Она смотрела, как он поджаривает хлеб, бекон и яичницу. Движения его были легкими, уверенными и привычными, но точность исходила от другой профессии – это была точность инженера, стоящего у пульта управления. Дэгни внезапно вспомнила, где ей доводилось видеть подобные манипуляции, столь же профессиональные, сколь и не отвечающие ситуации.
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
 Культ профессионализма приводит к тому, что Айн Рэнд предполагает недостижимый простому смертному профессионализм в приготовлении яичницы у американского профессора.
 Давно она бабушкиного борща с блинами да варениками не ела!

  1. Клянусь своей жизнью и любовью к ней, что никогда не буду жить ради другого человека и никогда не попрошу и не заставлю другого человека жить ради меня.
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
На нормальном языке эта клятва звучит: «Папа, мама, дети мои и родственники,  друзья и земляки, простите меня, но отныне я вам никто и вы для меня никто».

  1. Между тем, лишь благодаря тому, что такие люди, куда бы ни бросила их судьба – в темницу, жалкую лачугу, келью философа, лавку торговца, – не прекращали мыслить, только благодаря этому и сообразно мере этого человечество способно было выжить. Веками человечество постоянно поклонялось невежеству, жестокости, разложению, и лишь по милосердию этих страдальцев, которые видели, что пшенице для роста нужна вода, что камни, выложенные полукругом, образуют прочную арку, что дважды два четыре, что пыткой не добиться любви и что разрушение не способствует жизни, – только по милости этих людей остальные научились испытывать моменты, когда в них зажигалась искра осознания себя людьми, и только сумма таких моментов дала им возможность продлить свое существование. Именно человек разума научил людей выпекать хлеб, залечивать раны, ковать оружие и строить тюрьмы, в которые они бросали его. Человек исключительной энергии и великой щедрости, он знал, что прозябание не есть удел человечества, бессилие не есть его природа, что изобретательность ума – его самая благородная, восхитительная черта, что в этом его сила. И во имя этой любви к жизни, которую испытывал лишь он один, он продолжал работать, чего бы это ему ни стоило, – работать на своих гонителей, тюремщиков, мучителей, спасая их ценой своей жизни. В этом была его слава и его грех – ему внушили необходимость стыдиться своей славы и брать на себя роль жертвенного животного, приносимого на алтарь невежества во искупление вины, как наказание за грех разума.
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
И этот человек разума выродился в современную интеллигенцию, которая «все стерпит»? Конец света–а-а-а!

  1. Она часто видела, как они бродят по горным тропкам, два бесстрашных малыша семи и четырех лет. … Эти два мальчика излучали дружелюбную доверчивость котят, открытую, радостную, не допускающую, что им навредят; им было свойственно невинное и естественное врожденное чувство собственной ценности и столь же естественная вера в то, что всякий незнакомый человек признает за ними эту ценность; смелое любопытство, готовое исследовать все вокруг без всякой опаски, они верили: мир охотно открывается им и в нем нет ничего недостойного; глядя на них, всякий понимал: столкнувшись с недоброжелательством, они с презрением отвергнут его – не как опасность, а как глупость, они не примут его как закон бытия даже по принуждению.
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Женщина, не любящая и не понимающая детей – вот подлинное уродство.
Для мужчин объясню: ни одна нормальная мать не позволит малышам гулять по горным тропкам и испытывать доверие к незнакомцам.

  1. Мы – те, у кого нет разрыва между ценностями духа и действиями тела, те, кто не оставляет свои принципы на уровне пустых фантазий, но осуществляет их, те, кто воплощает в жизнь свои замыслы, придает материальную форму своим представлениям о ценностях.
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Этим людям недоступно раздвоение в желании сходить за пивом на кухню и страх пропустить красивый футбольный момент… Закурить по последней или таки бросить… Встать по малой нужде или таки дотерпеть до утра…Съесть еще кусочек тортика или воздержаться ради красивой фигуры...
В общем, гвозди надо делать из этих людей.

  1. Я восставал против принципа, что умение созидать греховно, но счел греховной свою способность к счастью. Я восставал против постулата, что добродетель – это духовная категория, бесплотная и непознаваемая, но осуждал тебя, тебя, самое дорогое мне существо, за влечение твоей и моей плоти. Но если плоть греховна, то греховны и те, кто обеспечивает ее жизнь, греховно и вещественное богатство, и те, кто его производит. И если нравственные ценности устанавливаются в противовес нашему физическому существованию, тогда верно, что награды не должны быть заслужены, что добродетель надо искать в несодеянном, что не должно быть связи между достижениями и успехами, что низшие животные, способные производить, должны служить высшим существам, чье духовное превосходство состоит в телесной немощи.
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Короче, свободный секс и бизнес есть благо, а если это не так, то здравствуй царство лицемерных импотентов.
Это логика испорченного ребенка, нахально требующего сладкое (наслаждения!) у чересчур любящих родителей (общества), и ругающего их же за заботу о нем.

  1. Эти люди, как стервятники, кружили вокруг заводов, дожидаясь, когда погаснет последняя топка, тогда они разворовывали оборудование; они выслеживали груженные товаром вагоны на запасных путях и в тупиках и грабили их. Появился новый биологический вид – бизнесмен типа «урви – беги», который проворачивал всего одну операцию; ему не надо было что‑то производить, платить кому‑то зарплату, брать кредит под залог, обзаводиться недвижимостью, он не возводил цеха и не устанавливал оборудование, он ничего не создавал, но у него был ценный капитал – знакомства, связи и блат.
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Узнали картину 90-х годов? Но, по мнению Айн Рэнд, это и есть серьезная идеологическая критика социализма и христианства, а не описание обычного бардака связанного с разрушением государства вследствие предательства элиты.

  1. Счастье есть торжество жизни, страдание – предвестник смерти. Счастье есть состояние сознания, проистекающее из достижения истинных ценностей. Нравственность, согласно которой счастье следует искать в отречении от него, согласно которой ценно отсутствие истинных ценностей, такая нравственность есть наглое отрицание нравственности. Доктрина, отводящая вам в качестве идеала роль жертвенного животного, ищущего смерти на чужом алтаре, предлагает в качестве критерия смерть. По милости реальности и по своей природе человек, каждый человек сам есть цель, он существует ради самого себя, и достижение собственного счастья – его высшая моральная цель.
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Счастье есть мир страстей человека.

  1. Название этому чудовищному абсурду – первородный грех.
Первородный грех есть пощечина нравственности и вопиющее противоречие в самом себе: то, что вне вашего выбора, – вне сферы нравственности. Если человек плох от рождения, то у него нет ни воли, ни сил это изменить; но если у него нет воли, он не может быть ни хорош, ни плох; у робота нет моральных норм. Считать нечто лежащее вне сферы человеческого выбора грехом есть насмешка над нравственностью. Считать грехом человека его природу есть насмешка над природой. Наказание за грех, совершенный до рождения, – насмешка над справедливостью. Считать человека виновным в том, в чем не может быть самого понятия невинности, есть насмешка над разумом. Поражение нравственности, природы, справедливости, разума посредством лишь одного понятия есть искусная уловка зла, которую едва ли можно превзойти. Но именно это – основа вашей морали.
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Неужели так хочется быть непорочной!

  1. Саму природу человека, а вовсе не его пороки они пытаются объяснить и осудить мифом о грехопадении человека. Сущность человеческой природы, а вовсе не его ошибки вменяют в вину человеку. Кем бы он ни был, этот робот в райском саду, существовавший бездумно, не имевший никаких ценностей, не работавший, не любивший, – он не был человеком.
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Почему-то буддизм, конфуцианство, иудаизм, ислам или язычество такой злобности не вызывают. Откуда ненависть к глупости, особенно если она так очевидна?
Почему-то осуждение нашего православного русского духа всегда выключает «искорки интеллекта» и включает эмоции.

  1. Однако, если вы уже превратились в бесстрастное ничто, в овощ, желающий только, чтобы его съели, если у вас нет ценностей, которые можно было бы отвергнуть, нет желаний, от которых можно было бы отречься, вам не завоевать венца жертвенности. Ведь в отречении от нежелаемого нет жертвы. Нет жертвы и в том, чтобы отдать свою жизнь другим, если смерть – все, к чему вы лично стремитесь. Чтобы достичь добродетели жертвенности, нужно хотеть жить, любить жизнь, пылать страстью к земле и всему ее великолепию – нужно ощущать каждый взмах ножа, отсекающего ваши желания и по капле выпускающего из вас любовь. Мораль жертвенности предлагает вам в качестве идеала не просто смерть, а смерть медленную, мучительную.
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
 Святость заключается прежде всего в огромной способности к любви, пониманию того, как мало меж нами различий. Что ужасно раздражает изобретателя Атлантов и нИЧТОЖЕСТВ.

  1. Вот скрытая суть вашей веры, оборотная сторона вашего морального кодекса: безнравственно жить, рассчитывая на собственные силы, а рассчитывать на чужие силы – нравственно; безнравственно жить тем, что произвел сам, а тем, что произвели другие, – нравственно; безнравственно содержать себя самому, а жить за чужой счет – нравственно; нравственным оправданием существования труженика становятся тунеядцы, но существование тунеядцев – это самоцель; извлекать выгоду из собственных достижений – зло, но извлекать выгоду из чужой жертвы – благо; строить собственное счастье – зло, но наслаждаться счастьем, добытым чужой кровью, – благо.
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Ложь. Христианство требует, чтобы каждый добывал свой хлеб трудом насущным. Исключений, а тем более каст нет. 

  1. Так вот, однажды вечером на заводском собрании за мое изобретение меня приговорили к смерти. Три паразита заявили, что мой мозг и моя жизнь – их собственность, что есть условие, соблюдение которого обеспечивает мне право на существование, и это условие состоит в том, что я должен удовлетворять их желания. Мой талант, сказали они, должен обслуживать потребности тех, кто менее одарен. Моя способность жить, сказали они, еще не обеспечивает мне право на жизнь, а вот их право на жизнь было безусловным в силу их неспособности.
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Когда нашего Атланта развели, как последнего лоха, плохие парни он тут же задумался о морали и обвинил, но не свою персональную глупость, а коммунистов и Христа. Интересно, а что он ожидал? Что это будет ЕГО изобретение, сделанное на деньги его хозяев, а не ИХ? Что благодарные ничтожества униженно упадут к его атлантским ногам и будут благодарить, а он презрительно отвернется?

  1. Но точно так же и во всем мире на протяжении всей истории в разнообразных формах и проявлениях, от паразитирующих на чужих хлебах родственников до паразитирующих на других народах империй, – всегда и всюду те, кто добр, талантлив, разумен, губят сами себя, питают зло своими соками, наполняют его артерии кровью своей добродетели, всасывая его губительный яд и тем самым обеспечивая жизнь злу, обеспечивая распространение смертоносной заразы.
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Соответственно те, кто жаден, бездарен и глуп, служат добру, блокируя смертоносную заразу, давая смертоносной заразе уничтожить самое себя. Вместе с ее носителями-людьми конечно. 

  1. Когда вы шумно требуете общественной собственности на средства производства, вы требуете общественной собственности на разум. Я научил своих единомышленников единственному ответу, который вы заслужили: «Попробуйте сами взять его».
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Можно подумать разум когда-то не был в общественной собственности. Без общества человек не мог бы даже разговаривать, не то, что изобретать.
  Еще раз подчеркну: все это логика испорченного ребенка, не ценящего и не способного понять роль своего родителя-общества в воспитании детей-атлантов.

  1. Спрашиваете ли вы: хорошо ли помогать ближнему? Нет, если он требует помощи, словно имеет на нее полное право или помочь ему – ваш моральный долг. Да, если таково ваше собственное устремление, основанное на том, что вы испытываете эгоистическое удовлетворение, осознавая ценность просящего и его борьбы.
Страдание не самоценно – самоценна борьба человека против страдания. Если вы решаете помочь страдающему человеку, делайте это только на основе его достоинств, его усилий самостоятельно справиться со своей бедой, его разумности или на основе того, что он пострадал несправедливо. Тогда ваша помощь останется сделкой – обменом вашей помощи на его добродетельность. Но помогать человеку без достоинств, помогать, только потому, что он страдает, помогать просто потому, что в качестве аргументов он выдвигает свои недостатки, свои потребности, – это все равно что отдавать свои ценности за ничто. Человек без достоинств ненавидит жизнь и исходит из предпосылок смерти, помогать ему означает одобрить его зло и, более того, помогать ему сеять зло и нести разрушение. Пусть вы подадите ему грош, которого вы и не заметите, пусть это будет лишь ободряющая улыбка, которой он не заслужил, – всякое потакание нулю есть предательство жизни и всех тех, кто отстаивает ее. Именно из‑за таких грошей и таких улыбок в мире воцаряется запустение
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Ну намек ли это, что пора ликвидировать эти нули наиболее гуманным и полезным для общества способом?
.
  1. Как вести себя с людьми, если нет ничего постоянного, хотя бы на час? Как можно так жить? Хорошо, вещи постоянны, но люди? Дэгни! Они – ничто и все что угодно, они не живые люди, а просто переключатели, переключатели без образа и подобия. Но мне приходится жить среди них. Можно ли это вынести?
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Между прочим, Айн Рэнд – еще и изобретатель идеологии человека-винтика, пардон переключателя. А вовсе не Сталин.

  1. «Не унывайте! Не сдавайтесь! – такой призыв прозвучал в официальном сообщении пятнадцатого декабря и затем повторялся каждый день. – Мы сможем договориться с Джоном Галтом. Мы заставим его принять руководство. Джон Галт решит наши проблемы. С ним дело пойдет. Не сдавайтесь и не унывайте! С нами будет Джон Галт!»
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Вы можете себе представить, чтобы благополучие мира всерьез зависело от  умственных способностей какого-то Васи Пупкина (простите Джона Галта)? А вы поверите в то, что этот Вася Пупкин еще посмеет не сделать все от него зависящее? И тем не менее это финал этой истории.

  1. Считаю до трех, – сказала она, – потом стреляю.
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Кушать людоеду не хотелось.

  1. Да, туго пришлось, но не очень, да и ток такой мощности не оставляет последствий.
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Как видите, даже на великодушие по поводу великой победы наши герои оказались неспособны.

  1. – Путь свободен, – сказал Галт. – Мы возвращаемся в наш мир.
Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»
Хеппи-энд - это безлюдная Земля и несколько спасшихся крыс, начавших цивилизацию сначала… Теперь такой хеппи-энд весьма популярен.
Подведем итог.
  • Творчество Айн Рэнд абсолютно бесполезно с точки зрения конструктивной критики коммунизма, христианства или каких либо дельных предложений по совершенствованию человеческого общества.
  • Безусловной заслугой Айн Рэнд является нравственное оправдание богатства, денег, успеха, как и нравственное уничижение бедных и слабых. С весьма прозрачным намеком на их желательное физическое уничтожение.
  • Огромен отрицательный вклад Айн Рэнд в моду, во взгляды на образование, на семейные  и половые вопросы, отношение человека к обществу и Родине, на нормы дозволенного для элиты, в создание культа незаменимых специалистов, в мораль хеппи-эндов блокбастеров. 

14 комментариев:

  1. Это чудище со смертоносным отточеным жалом, которое в состоянии рассечь незащищенную душу на части, склеить которые весьма проблематично. Очень важная критика, и сколько еще подобной чудовищной лжи, покрывающей жирной скользкой коркой этот мир. Кто-то должен наводить порядок в больных головах. Спасибо за труд.

    ОтветитьУдалить
  2. Цитаты, вложенные в уста антигероев перемешаны с высказываниями героев книги.Это раз.
    Конструктивной критики произведения не было.
    Например:"Ну да ладно, кто же за деньги умирать то станет?"-это личная позиция авторов сего сообщения.Одно предложение-никакой аргументации.Вопрос в общем-то не риторический,так к кому он направлен?
    Или ещё лучше"Без комментариев. Все и так предельно откровенно."
    Да,я считаю творчество Эйн Рэнд откровенным,но что вы понимали под этим?Данное предложение слишком уж явно рассчитано на конформистов,"своих",которые поймут и без комментариев и без последовательной цепочки рассуждений
    И с такой вот аргументацией автор ещё и берёт на себя ответственность делать какие-то выводы по произведению...которые легко можно оспорить самими же цитатами из книги.Например:
    "Безусловной заслугой Айн Рэнд является нравственное оправдание богатства, денег, успеха, как и нравственное уничижение бедных и слабых. С весьма прозрачным намеком на их желательное физическое уничтожение."
    "Богатство – это результат умения человека мыслить. В противном случае получается, что деньги созданы изобретателем двигателя за счет тех, кто не умеет изобретать. Получается, что деньги придуманы умным за счет дураков? Тем, кто может, за счет тех, кто не может? Движущимися к цели за счет бездельников? Прежде чем деньги можно будет отнять или выпросить, они должны быть созданы трудом честного человека в соответствии с его возможностями. Честным я называю того, кто осознает, что не имеет права потреблять больше, чем производит."
    Таким образом,по Эйн Рэнд богатым может стать,и ,что самое главное,остаться лишь честный человек,благодаря своему разуму и труду.
    Могла бы раскритиковать все комментарии и выводы,но не хочу тратить на это время.Советую читать книгу и делать свои выводы из неё.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "по Эйн Рэнд богатым может стать,и ,что самое главное,остаться лишь честный человек,благодаря своему разуму и труду."

      Вы шутите? Осмотритесь вокруг. Среди сверхбогатых людей где Вы наблюдаете честных? Где изобретатели, ученые, писатели, врачи, учителя, спортсмены, певцы или художники? Где просто талантливые менеджеры?
      Нет, они тоже часто неплохо зарабатывают. Но никогда им не летать на собственном авиалайнере или круизить на собственной яхте. И считать их "богатыми" может лишь бомж или последний маргинал.
      Вы что, правда этого не видите?

      Удалить
    2. А вот пахать всю жизнь на дядю - это их удел. И я не говорю, что это - плохо, так как Бог требует слушаться начальников, даже если они аморальные идиоты.
      Но утверждать, что наши олигархи - ангелы в чистоте и нравственности - вот потешили, так потешили ))))

      Удалить
  3. Удержать богатство такие люди не способны. Воспользоваться им так, чтобы доставить себе удовольствие, такие люди не способны. И в книге Атлант расправил плечи все причины этого подробно расписаны. И да, к хаосу и разрушению в её книге мир привели именно такие люди. Главный вывод-богатство-это благо, что как раз нельзя слушаться некомпитентеых начальников. Профессионализм и главенство разума в каждой сфере. Будь то семья, будь то работа. И, конечно, никакой веры, потому что там, где есть факты, потребность в вере отпадает.
    Встречный вопрос-вы прпвда не видели, что дескридитировали книгу, ставя в один ряд слова героев и их антиподов?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Т.е. Вы признаете, что последователи Айн Ренд (олигархи) вовсе не строители, а разрушители. Лузеры, лошары по современному?
      Что Коломойский попросту болван, так как не понимает с какими силами пошел играть в орлянку.
      Антиподы равны своим визави, как христианину это мне просто банально.
      Я не спорю с Айн Ренд. Я ржу пац сталом )))


      Удалить
    2. Последователи Айн Рэнд-это прежде всего объективисты.К сожалению, большинство олигархов к ним не принадлежит. Впрочем,как я и говорила, причины этого подробно расписаны в книге.

      Удалить
  4. Поправка:не удовольствие,а счастье.По философии объективизма Айн Рэнд, счастья способен испытывать только человек,который руководствуется разумом во всех поступках,основывает свои воззрения на фактах,а не на вере и естественным путём приходит к пониманию,что по-настоящему счастливым может быть только смелый и честный человек,герой,который вас так повеселил.
    Но я отвлеклась.Не собираюсь обсуждать с вами её философию-ведь вы даже не поняли её суть,но решили,что имеете право делать выводы.Безусловно,ваши комментарии могут быть приняты только "своими",конформистами,ибо рационального звена в них нет.
    Однако я ещё раз упомяну о фальсификации данных-не все цитаты отражают мнение Эйн Рэнд.Некоторые приводят противоположную точку зрения и ,видимо,приведены намеренно.
    Кроме того,апокалипсис в книге как раз наступил из-за каких "богатых" людей,которых вы описали(то есть берущих больше,чем дающих) и тех,кто не борется и будут"слушать начальников...даже если они аморальные идиоты"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Поправка:не удовольствие,а счастье.По философии объективизма Айн Рэнд, счастья способен испытывать только человек,который руководствуется разумом во всех поступках,основывает свои воззрения на фактах,а не на вере и естественным путём приходит к пониманию,что по-настоящему счастливым может быть только смелый и честный человек,герой,который вас так повеселил."

      Спасибо за комментарий.
      Счастье дается только свыше не заметили ещё?
      Разум - хрень собачья, как и наука. Вы уверены что что либо знаете? Или что хотя бы существуете? И уж тем более разум бессилен в вопросах нравственности. Каков правильный размер члена? Или когда кошерно спариваться?
      Смелый и честный человек - это этот извращенец по имени Лео? Или образцовые олигархи? Повторяю вопрос: когда и с кем кошерно спариваться?

      Съели или нужно добавлять? Причем мне начхать на экономику и политику скажите только это - с кем кошерно спариваться?

      Удалить
    2. Если вы равнодушны к экономике,почему же блог называется "Разоблачение экономических верований"?
      Человек волен сам распоряжаться своей жизнью,в том числе в вопросах половых связей. Но только он несёт ответственность за свои поступки.И важнейшим условием этого является главенство разума.
      Но если вам так интересно моё мнение,то я солидарна с Франциско Д.Аркония,героем романа Атлант расправил плечи...который вы пытались комментировать,видимо,даже не прочитав.
      "Скажите мне, что человек находит сексуально привлекательным, и я расскажу всю его жизненную философию. Покажите мне женщину, с которой он спит, и я скажу, как он себя оценивает. И какой бы ерундой насчет ценности альтруизма его ни пичкали, секс – самое эгоистичное из всех действий, действие, которое совершается только ради собственного наслаждения. Только попробуйте представить себе половой акт в духе самоотречения и доброхотного даяния – акт, который невозможен в самоунижении, только в самовозвышении, только в уверенности, что тебя желают и что ты этого желания достоин. Это действие заставляет человека обнажить дух, так же как и тело, и признать свое истинное Я мерилом своей ценности. Мужчину всегда притягивает женщина, отражающая его глубочайшее видение себя самого, женщина, завоевание которой позволит ему испытывать – или притворяться, что испытывает, – чувство собственного достоинства. Человек, который уверен в собственной ценности, захочет обладать женщиной высшего типа, женщиной, которую он обожает, самой сильной и самой недоступной, потому что только обладание героиней даст ему чувство удовлетворения. Обладание незамысловатой проституткой не даст ничего. Он не стремится утвердиться в собственной ценности, он стремится выразить ее. Его душа и зов его плоти не конфликтуют. Но человек, убежденный в своей никчемности, всегда тянется к женщине, которую презирает, потому что она отразит его собственную сущность, освободит его от объективной реальности, в которой он – жалкая подделка, предоставит ему кратковременную иллюзию собственной значимости и кратковременное избавление от нравственного закона, который его осуждает. Приглядитесь к тому безобразию, в которое большинство людей превращает свою половую жизнь, и к путанице противоречий, которые они считают своей нравственной философией. Одно вытекает из другого. Любовь – это наша реакция на наши высшие ценности, и она не может быть ничем другим. "

      Удалить
    3. Вы ошибаетесь т..к видимо сильно целомудренны. Как продвинутый грешник открою Вам страшную тайну: эгоистичный секс - это почти добродетель. По настоящему погубить женщину (или любого партнера) и получить личное эгоистичное удовольствие - это развратить её, сделать шлюхой. И здесь эгоизм кончается и начинается настоящее большое блядство. Которое всегда коллективно.

      Никаких противоречий в сексе нет. Просто люди не понимают что есть грех. Если Вы это почувствуете, дальше все станет становиться на свои места.

      Так Православие допускает лишь отношения между мужем и женой причем только первый брак признается браком. Все остальное - это лишь вехи на пути к тотальной оргии.
      И ни один человек не способен это осознать с помощью своего Разума. На который Вы так нелепо уповаете.
      Это можно постичь только через Божье откровение.
      Так что удачи Вам на этому пути познания мира. )))

      Удалить
    4. "Никаких противоречий в сексе нет. Просто люди не понимают что есть грех. Если Вы это почувствуете, дальше все станет становиться на свои места."
      Люди стало быть не понимают,а вы понимаете?Но для понимания(не прочувствования,а именно понимания) нужен разум по определению.
      Пусть православие допускает всё что угодно.Если оно не способно объяснить свою позицию логично и последовательно,без вмешательства откровений и схоластики,показать,как надо жить,чтобы человек был счастлив-я призываю бритву Оккама.
      А женщину никто не способен развратить без её воли,если она думает головой.
      Православие противоречит объективизму по определению своему.
      Но справедливо ли обсуждать книгу и делать из неё выводы,даже не поняв философскую идею,в ней заложенную?Честно ли это?Конечно,в списке смертных грехов нет лжи,но вроде бы и это порицается в православной традиции.И вам удачи,потому что лишаясь разума и ставя свою жизнь в зависимость от откровений и всяческих сверхестественных сил,можно надеется только на удачу.Ну,или как это у вас называется?Бог?

      Удалить
    5. И я не понимаю, что такое грех без Евангелия, проповедей святых отцев и постоянной личной борьбы с ним. О че и Вам повторяю, а вы почему то не слышите. Хотя и апеллируете к Разуму.

      Насчет развращения женщины - ну так это ж первое дело, чтобы она перестала думать головой. ))) Как и во всем остальном, что касается тем, как управлять людьми с помощью уловок дьявола )))

      Насчет философской идеи Айн Ренд - так её просто нет. Вот Вы написали несколько длинных эмоциональных постов на тему того, что я что-то там умное пропустил.
      Но ни разу не сформулировали что именно. И не зря. Нет в этой темной комнате черной кошки. вообще.
      Дура эта ваша Айн Ренд. И в женском и в философском смысле. Причем настолько примитивная, что и обсуждать нечего.
      Не Маркс и не Ницше, а просто романтичная вздорная барышня, которой не помешала бы порция здорового цинизма. Особенно когда говорят о деньгах, власти и сексе.

      Удалить
  5. "лишаясь разума и ставя свою жизнь в зависимость от откровений и всяческих сверхестественных сил,можно надеется только на удачу.Ну,или как это у вас называется?Бог?"

    Бог это не удача, а Истина. Вы просто не понимаете что такое Бог, поэтому и пишите наивные вещи. Жить без удачи - это чисто земное представление, по меркам неземным, неживотным это ерунда.
    А вот жить без Истины - вот невозможно. Вот для чего нужен Бог.
    И я Вам несколько раз демонстрировал, как неуловима грань между грехом и добродетелью.
    Вот мясо есть сегодня нельзя, а завтра можно. Какой супер умный доктор объяснит почему? А ведь факт. Из которого потом изобретают разные диеты и опять удивляются - не работают как надо.
    И примеров таких - миллион. все чем мы живем - это из Православия.
    Французский реверанс - это крестное знамение, стилизованное. Когда начальника стали боготворить еврохолопы. И называть господами, т.е. именем Господа. Женщин полюбили и серенады запели после христианизации Европы. До Христа их пользовали весьма малоромантично, да ещё и предпочитали мальчиков. И можно продолжать и продолжать.
    Учитесь, моя новая знакомая, которая упрекает меня в отказе от Разума. путь к Христу это и есть вечный университет.

    ОтветитьУдалить