воскресенье, 29 июня 2014 г.

О фондовых индексах.

 Зачем нужны фондовые индексы?
 Традиционное объяснение таково: это индексы деловой активности экономики, альтернативный и важный дополнительный показатель к ВВП. Если ВВП показывает общую оценочную сумму произведенного общественного продукта, то фондовые индексы характеризуют стоимость наиболее крупных корпораций, которые его производят.
 И если в экономике всё хорошо, то рост ВВП корреспондирует с ростом курса акций и капитализации крупнейших компаний. Ну, и наоборот, соответственно.
 Всё это хорошо в теории, а не реальном финансовом зазеркалье. Если рост ВВП вызван исключительно сектором финансовых услуг, печатанием доллара, то и рост курса акций и прибылей корпораций вызывается за счет финансовой,  а не операционной части.
 Соответственно, нуждается в уточнении  и интерпретация этих показателей. И если с ВВП спорить трудно, поскольку казино Лас-Вегаса, биржи Нью-Йорка или индустрия Голливуда «производят» вполне реальный  продукт, пусть и 100% виртуальный, совершенно бесполезный, но по рыночным критериям вполне ликвидный и популярный. (Впрочем, насчёт бесполезности это не совсем верно, но к этому вернемся ниже.)
 Но, так или иначе, «фиктивность» роста ВВП оспорить трудно аргументируя сталинскими подходами, что всё, что не меряется тоннами и метрами является чистой экономической профанацией и дезинформацией. В отличие от тех же фондовых индексов.
 Основная идея статьи – фондовые индексы являются скорее монетарными,  банковскими индексами, нежели индексами экономическими. В условиях секретности и недоступности совокупных денежных агрегатов мировой банковской системы  именно они являются надежным статистическим критерием  динамики денежной базы и эмиссии. Просто интерпретация всего этого дела вводит в заблуждение. Речь обычно идет о «большом количестве спекулятивного капитала», о «притоке инвестиций» или «вывозе капитала». Но на самом деле происходит управление денежными средствами на мировом уровне.
 Фактически из центра принимается решение, сколько денег направить в тот или иной регион мира. (Примерно, как у нас, сколько выделить Закарпатью или Дальнему Востоку.) После чего неожиданно появляются «зеленые ростки», или наоборот, крахи и хронически депрессивные регионы.
 Какая уж тут «деловая активность»? Если есть эмиссионный приток денег в систему, есть и рынок «быков». Но как только по тем или иным причинам эмиссия снижается, начинается «коррекция», «стагнация» и «застой».
 Однако полностью сводить фондовые индексы к денежно-кредитной эмиссии было бы неверно. Мировая денежная система сегодня  используется, прежде всего, для сбора дани. Соответственно и рынок капитала в этом принимает непосредственное участие. Но об этом чуть ниже.
 Здесь же уместно отметить, что по подавляющему большинству американских корпораций операционная часть отчета о прибылях и убытках является убыточной или низкорентабельной, тогда как основной финансовый результат формируется за счет финансовых спекуляций.
 Здесь есть так же влияние того фактора, что согласно действующих стандартов отчетности, проценты по кредиту уменьшают результат от операционной деятельности. Но  само налииче термина «деиндустриализация» свидетельствует, что причина низкой операционной эффективности кроется отнюдь не только в «закредитованости» американских корпораций. Тем более, что ставки по кредитам по нашим меркам вполне щадящие.
  Причина низкой операционной эффективности американских предприятий скорее  кроется в долгосрочной практике, «привычке» к избыточному перефинансированию. Ведение бизнеса в условиях не просто доступных, но почти навязываемых банками кредитных ресурсов полностью демотивирует желание добросовестно зарабатывать, а не искать возможности легкого обогащения за счет спекуляций. Эдакий комплекс паразита: зачем напряженно трудиться, если прибыль от финансовых операций с лихвой покрывает операционные убытки?
 Т.е. создание избыточно благоприятных условий для развития американского бизнеса сыграли с ним злую шутку. Распространенное пожелание от разного рода бизнес-консультантов следующее: закрыть убыточный бизнес и заняться тем «что получается лучше всего», а именно финансовыми спекуляциями.
 Что значит весь этот бред и почему аналогичные консультации не дают российские или азиатские эксперты?
 Вот здесь мы и возвращаемся к «полезности» продукта финансового сектора.
 Если вспомнить заветы Бена-вертолета, то в случае необходимости стимулирования экономики, вполне оправданно разбрасывать деньги из вертолета. Почему это так?
 Мы уже неоднократно обсуждали, что главным условием устойчивости американской (западной) экономической системы является крайнее экономическое неравенство. Именно страдания и голод американских (африканских, азиатских) нищих являются ключевым залогом привлекательности доллара, его геополитической силы. В условиях реального равенства и социального благополучия вся американская мотивационная модель летит в тартарары. А эмиссия доллара более создает не богатство, а самую обычную инфляцию.
 Поэтому несправедливое и бессмысленное разбрасывание денег с вертолета является безопасным и желательным для экономического стимулирования, так как большинство бедных останутся бедными. А средства получат лишь самые ловкие и наглые.
 Тогда как систематическое повышение уровня заработных плат, да ещё с учетом социальной справедливости, приведет не к экономическому стимулированию, а банальному перераспределению богатства и демотивации общества вследствие реального удовлетворения его насущных потребностей.
 Существует ли более элегантный способ разбрасывания денег, альтернативный Бену-вертолету?
 Разумеется, есть, и это – фондовая биржа. Фактически биржа – это узаконенный метод участия всего американского общества в распределении дани, собранной со всего мира. Именно поэтому все американские деловые люди и подавляющее большинство населения – биржевые спекулянты. Именно за счет фондовых и финансовых вливаний  компенсируются операционные убытки американским бизнесменам и снижающиеся зарплаты рядовым американцам.
 Именно благодаря фондовой бирже США превратились в страну паразитов.
 Остается отметить, что ликвидация привилегированного международного положения США неизбежно сужает круг людей, получающих свою долю в международном американском оброке. Иными словами, число прирожденных «римлян» должно непрерывно сокращаться, привилегия полноценного американского гражданства должно распространяться на все меньшее число граждан.
  Уверен, что это будет означать ту или иную реинкарнацию рабства. Неважно, в виде тюрем и трудовых лагерей или в классической форме ростовщического рабства.
 Вот зачем существуют и куда ведут фондовые индексы.


Комментариев нет:

Отправить комментарий