четверг, 26 марта 2020 г.

О покаянии.


     Каяться очень сложно. Можно найти в себе грех один раз, можно несколько раз в году, но каяться каждую неделю, каждый день? Мазохизм какой-то. Каждый раз примерно одно и то же и без особой пользы.
     Так думает каждый в глубине сердца. Кроме тех, кто научился каяться.
     Что же это такое, кому это нужно и как это вообще может быть?
     Христиане – это воины. А на войне, как на войне. Не до соплей и жалости к себе.
      Есть враг. Страшный, коварный, опытный и невероятно внимательный, который никогда не спит, не ест и ни на секунду не отвлекается.
       Оттого и лучше с ним драться в войске, среди рядов братьев, когда можно передохнуть и отвлечься, когда у тебя прикрыта спина и фланги.
       Но даже в монастыре мы большую часть времени предоставлены себе, а это значит, нам все равно нужно как следует изучить воинское искусство.
       Лучшая защита – нападение. Кто только защищается, рано или поздно погибнет.
       Лучшее нападение – внезапный и решительный удар в самое уязвимое место врага. Не отступай от уже принятого решения. И если упал, снова вставай и дерись. Такова стратегия победы.
     Если это теперь расшифровать в покаянии, то нужно найти в построении врага (т.е. самого себя) слабое место. Место, с которым вы чувствуете силы решительно и немедленно расправиться. Например, бросить курить. Перестать сквернословить. Перестать смотреть новости всякое свободное время в режиме онлайн.
   Нужно выбрать нечто яркое, недвусмысленное, победа над чем будет давать чувство триумфа, однозначно законченное действие, чтобы не было сомнений в результате и не было плавного возврата в обратное состояние. Просто «меньше курить» и «меньше есть» - это ни о чем.
   Но и цель должна быть по силам. Одновременно бороться со всеми грехами сразу так же бессмысленно, как в одиночку бросаться на фалангу македонских воинов или на амбразуру пулемета. Воин – это тот, кто умеет драться, слабак и дурак не может быть воином Христа.
    Божье благословение не дается человеческой глупости. Которая и есть основа и почва всех грехов.
    Но первая, даже самая ничтожная победа в борьбе с врагом – это огромный шаг к Христу. Даже если это один постный день в неделю, один день без курева или сутки без мата.
    Добродетели между собой взаимосвязаны, одна невозможна без другой. Поэтому, ухватившись за одну, постепенно распутаешь весь клубок и вытащишь их все до одной. Равно как и активно вступив в один грех, рано или поздно познакомишься со всеми. Так увлечение безобидной порнографией ведет к тяжелым наркотикам и убийству, а воздержание от пищи наоборот освобождает от власти тела и дает огромное количество свободного времени и творческого ресурса для возвышенной умственной деятельности.
   Это как удачно вклинившись в ряд врагов, воин вдруг начинает продираться сквозь них, постепенно обращая их в бегство. И далее уже сам выбирая себе каждый раз нового врага, новую отдельную страсть или зависимость. И с каждой победой становишься сильнее и увереннее в себе, чувствуешь способность бросить вызов самым неприступным исполинам.
    И здесь уже страшен яд тщеславия, который может отравить воина и украсть у него все результаты сражения. Но не будем об этом, это хорошо известно из наследия святых отцов.
     Я лишь хотел сказать, что покаяние – это не сопли и бабские слезы. Это жестокая и бескомпромиссная драка. Схватка с самим с собой, в которой можно получить в награду жизнь вечную, а можно – поношение и смерть.
     Оттого никогда не осуждайте тех, кто не выходит на бой. Кто не принимает Христа. Да, они – трусы. Но и мы пока далеко не триумфаторы.
      В бой! Нас ждут самые настоящие демоны, жалкие подобия которых сняты в голливудских фантастических фильмах.
       Но и мы – не жалкие «железные человеки», «маски» или «торы». Мы воины Христа, способные одним словом двигать горы и расторгать море. 
       И весь этот путь к сверхчеловеку начинается с одной маленькой победы над своей самой незначительной и безобидной страстью. С самой-самой маленькой гнусной и тайной привычки. Вроде несоблюдения некоторых правил гигиены или неумения поддерживать порядок в рабочем столе.
        Это – пусть воина.

1 комментарий:

  1. Господи благослови!
    В продолжение темы осмелюсь сказать ещё пару слов. Если Вы последовали сказанному в статье, то после первых и легких побед наверняка испытываете воодушевление, исполнены Божественной благодатью и чувствуете себя достигшим почти святости.
    Это как раз и означает, что Вы готовы, наконец, к более серьезным испытаниям, к противникам посолиднее, к настоящим человекоубийцам.
    Это испытывает каждый причащающийся, который говорит: я безгрешен батюшка, ну какие мои грехи? Это знакомо каждому, кто хоть раз ступал по этой дороге.
    И вот тут нужно посмотреть на тех, кто нас окружает. На человека, который нам наиболее противен, по-человечески неприятен. Чей грех нам кажется наиболее непереносимым, необъяснимым и непростительным.
    И поблагодарить Бога за урок. Это – твой грех, ибо если бы он не имел в плену твою душу, ты бы прошел мимо него совершенно бесстрастно, ты бы его вовсе не заметил. Единственно, не обязательно сразу бросаться в бой на самый мерзкий грех, здесь нужно поступать по силам. И может сначала потренироваться на его меньших братьях и сестрах.
    И так каждый день нужно выбирать себе соперника и нещадно бороться с ним пока ВСЕ, до единого, люди на земле не покажутся тебе безгрешными и прекрасными. Либо к грехам их не станешь относиться как к проделкам собственных детей. И заплачешь о них и начнешь молиться о них как иногда плачет мать о своём непутевом сыне алкоголике или уголовнике.
    Но пока хоть кто-то на земле (Путин, Сорос, соседка, депутаты, мужчины, исламисты, мигранты, китайцы и т.д.) тебя раздражает – есть над чем работать.


    А как же Божья помощь, спросите Вы? Ведь Бог исправляет, а не усилие человека, человек неспособен исправиться только по собственной воле.
    Помощь дается только тем, кто стучит. Поэтому принесите Богу в жертву все Ваше и Он даст Вам часть от Своего.

    ОтветитьУдалить