понедельник, 13 февраля 2023 г.

О войне и футболе.

           Для болельщика со стажем не будет открытием странная параллель между успехами страны в мире и успехами её сборной по футболу.

           Так сборная СССР была первым чемпионом Европы по футболу в 1950 году (тогда это назывался кубок Европы). Но уже в 1960 году чемпионом мира стала сборная Англии. В то время Фреди Меркюри и Битлз покорили весь мир английской культуре, а СССР и весь соцлагерь уверенно шли в штопор благодаря усилиям славного Никиты Сергеича.

           Были небольшие всплески надежды во времена Лобановского и Блохина, но в целом советский футбол уверенно шел по наклонной. Несмотря на множество талантов и отсутствие видимых причин такой деградации. Вместе с СССР.

           Причем украинский футбол также всегда показывал себя на взлете, когда и нация была на подъеме. Во времена Шевченко, да и на последнем чемпионате, когда они явно прыгнули выше головы.

           Аналогично сборная Германии стала чемпионом мира в 1990 году, на фоне объединения Германий. А сегодня она – очевидный лузер и мальчик для битья, как и весь европейский футбол, который не спасают даже африканские звезды. Зато азиатский футбол явно на подъеме.

            Но не будем далее развивать эту тему, так как наша основная тема – политика, экономика и связанные с ними верования/идолы, поклонение к которым приводит к войне.

            Статья возникла вследствие позавчерашнего заявления Ходаковского (командира батальона «Восток»), что, дескать, трудно воевать, когда ты все время находишься под увеличительным стеклом блогеров и комментаторов, создающих определенные ожидания. Эти ожидания влияют на принятие решений, и в результате получается примерно то, что произошло под Угледаром.

             Этот тезис пытался парировать Дмитрий Никотин, но получилось невнятно, и он скорее смял тему. Дескать, это естественно, что мы ожидаем побед, и что при отводе войск от Херсона или Киева никто с общественным мнением не считался.

              Но на мой взгляд тема важная, и её нужно как раз развивать и обсуждать на самых высоких уровнях.

              Здесь можно провести параллель с футболом. Как футболистам лучше играть, при пустых трибунах или со зрителями? Ведь зрители могут браниться, свистеть, отпускать обидные шуточки, но с другой стороны очень часто поддержка зрителей творит чудеса. Не зря есть понятие «домашний матч».

               Но это правило работает не всегда. И особенно это характерно как раз для российского футбола. Наши зрители очень непостоянны и капризны. Очень часто мне приходилось видеть, как уже после первого тайма зрители начинали покидать стадион, демонстрируя свое неверие в свою команду. А бывало так, что зрители начинали болеть за чужаков, а улюлюкать своим, просто потому что чужие играли действительно лучше.

              Да, это было в основном раньше, когда болельщики были обыкновенные, когда не было так называемых «фанатов». Но по нашим украинским реалиям я знаю, что фанаты – это просто бойцовские клубы под крышей футбольной символики. Которые потом плавно стали добробатами.

               Т.е. к футболу они имеют примерно такое же отношение, как вокзальный бомж к железнодорожному транспорту.

               Но продолжим. Болельщики далеко не всегда несут поддержку команде, нередко их эмоции бывают и деструктивными. Очень показательно, как на спортивных шоу перед ответственными матчами (например, Губерниева) эксперты хором расхваливали нашу сборную и её великих футболистов. Чтобы потом, после поражения, также дружно их охаять.

             Абсолютная идентичная картинка наблюдалась перед войной на шоу Соловьева.

             Иными словами, есть паникеры, подобные Гиркину, которые любую неудачу, любую неточную передачу или пропущенный гол, выражаясь футбольными терминами, превращают в катастрофу и разгром.

            Есть и их антиподы, обратная сторона медали, которые наоборот, формируют явно завышенные ожидания и шапкозакидательские настроения. И если это весьма печально в футболе, то по законам военного времени есть все основания, чтобы поставить к стенке подобных персонажей.

            Потому что кривая информация и не по делу вставленное слово страшнее ядерного оружия. Как минимум их нужно отлучать от эфира, причем надолго.

             Для сравнения, украинская пропаганда при отсутствии реальных причин для оптимизма уже почти год умудряется давать достаточно позитивную картинку происходящего и лелеять надежды на успех в войне. И это как раз и является решающим фактором украинского сопротивления, иначе давно бы началась паника, и страна была бы сдана.

            При этом некоторые российские блогеры скисли и впали в панику уже при относительно небольшой неудаче под Угледаром. Кстати, судя по вчерашним вечерним новостям, потеря этих 30 танков вовсе не нарушила планы наступления, и оно продолжает развиваться.

            И здесь опять есть опасность впасть в эйфорию.

            И то и другое на руку врагам. Потому что победа дается не тому, у кого больше ракет и у кого выше их дальность, а кто крепче духом. И кто не впадет в панику при неудачах. И не бросает тренировки и спортивный режим при победах.

             Напомню, по моему ощущению, ВСУ находятся как раз на грани паники. Потому что судорожная мобилизация и уже истеричные призывы Зеленского о помощи, как и попытки Арестовича вернуть конструктив в требования Украины свидетельствуют, что дурных умирать за чужие самостийные фантазии на Украине «больше нема», кончились.

            Поэтому сдача позиций и просто переходы на сторону врага будут только учащаться. Думаю, это прекрасно понимают и западные военные эксперты, которые отказывают Украине в массовых поставках оружия. Оно же само по себе воевать не сможет. А стоит дорого.

             Но повторюсь, все это не повод для эйфории и восторгов. Война – дело жестокое и трудное, в ней не бывает легких побед. И лучше, чтобы войны вообще не было. А для этого нужно просто жить по-человечески и никого не считать хуже себя.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий