пятница, 7 июня 2019 г.

Путин: Сама модель глобализации в кризисе, более глубоком, чем казалось ранее (полная стенограмма)


Аватар пользователя alexsword
Постоянно говорим, что западная модель глобализации накрылась тазом, разлагающийся труп ВТО гниет в реальном времени, и лишь западные пирамиды ГКО еще создают иллюзию прежней жизни - причем иллюзия все более слабая.
А вот что думает Владимир Путин на эту тему - западная модель глобализации накрылась тазом, кризис 2008 не вылечен, он оказался серьезнее и глубже чем казалось прежде, роль доллара нуждается в переосмыслении и т.д.
В принципе, выступление можно рассматривать как продолжение Мюнхенской речи, это приговор западному миропорядку в редакции США.
Полная стенограмма:

Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума

С.Шеварднадзе: Всем добрый день!
Я Софико Шеварднадзе. Очень рада, что я буду сегодня модерировать это пленарное заседание, потому что Петербургский форум – это уникальная площадка, где пересекаются бизнесмены, официальные лица, лидеры, которые в таком составе нигде в мире не пересеклись бы. И вот мы так каждый год встречаемся, чтобы понять, как двигать мир вперед.
У меня была возможность пообщаться с нашими уважаемыми спикерами незадолго до начала. Мне кажется, что они «заточены» на откровенный разговор. Во всяком случае, я очень надеюсь, что он у нас сегодня сложится.
А теперь традиционные выступления глав государств. Владимир Владимирович, Вы первый.
В.Путин: Добрый день, уважаемые друзья, коллеги! Дамы и господа!
Очень рад приветствовать в России глав государств, правительств, всех участников Петербургского международного экономического форума. Признательны нашим гостям за внимание и дружеское отношение к России, за готовность к совместной работе и деловому сотрудничеству, в основе которого – лидеры бизнеса это хорошо знают – всегда лежит прагматизм, понимание взаимных интересов и, конечно, доверие друг к другу, прямота и четкость позиций.
Хотел бы воспользоваться площадкой Петербургского экономического форума, чтобы не только рассказать о тех целях и задачах, которые мы в России ставим перед собой, но и о том, как складываются наши взгляды на состояние мировой экономической системы. Для нас это разговор не абстрактный, не на отвлеченную тему. Развитие России, просто в силу ее масштаба, истории, культуры, человеческого потенциала и экономических возможностей, не может строиться вне глобального контекста, без соотнесения внутренней, национальной и мировой повестки.
Каково положение дел на сегодня, как мы, во всяком случае, в России его оцениваем.
Формально за последнее время рост глобальной экономики, а в основном, надеюсь, мы сегодня будем говорить именно об этом, потому что у нас экономический форум, – так вот формально рост глобальной экономики характеризуется положительными значениями. В 2011–2017 годах рост в среднем 2,8 процента ежегодно. В последние годы – чуть больше трёх процентов. Но на наш взгляд, и лидерам государств, всем нам необходимо откровенно признать: несмотря на упомянутый рост, существующая модель экономических отношений, к сожалению, все-таки находится в кризисе. И этот кризис носит всеобъемлющий характер. Проблемы здесь накапливаются и множатся все последние десятилетия. Они серьезнее и масштабнее, чем казалось прежде.
После окончания «холодной войны», включения в процесс глобализации новых рынков архитектура мировой экономики кардинально изменились. Доминирующая модель развития, основанная на западной, так называемой либеральной традиции, назовем ее условно евроатлантической, стала претендовать не просто на глобальную, а на универсальную роль.
Главным драйвером сложившейся модели глобализации выступила мировая торговля. Ее рост с 1991 года по 2007 год более чем в два раза превосходил темпы роста мирового ВВП. Это понятно, новые рынки открылись бывшего Советского Союза, всей Восточной Европы, и товары хлынули на эти рынки. Но этот период по историческим меркам оказался относительно недолговечным.
Последовал мировой кризис 2008–2009 годов, который не только обострил, поднял на поверхность дисбалансы и диспропорции, но и показал, что механизм глобального роста начинает давать сбои. Конечно же, мировое сообщество провело тогда серьезную работу над ошибками. Однако если посмотреть правде в глаза, воли, а может быть, смелости тогда не хватило, чтобы до конца разобраться, в чем же дело, и сделать соответствующие выводы. Возобладал упрощенный подход: мол, сама по себе модель глобального развития вполне дееспособна, ничего по существу менять не нужно, достаточно устранить симптомы и отчасти скоординировать правила и институты мирового хозяйства и финансов, и все будет нормально. Тогда было много надежд и позитивных ожиданий, но они быстро рассеялись. Политика «количественного смягчения», другие предпринятые меры не решили проблем по существу, а только отодвинули их в будущее. Я знаю, что и здесь на различных площадках велись дискуссии по этому так называемому «количественному смягчению» и так далее. Мы внутри российского руководства и на правительственных площадках, и в Администрации Президента постоянно обсуждаем и спорим на эти темы.
Вместе с тем приведу данные Всемирного банка и МВФ. Если до кризиса 2008–2009 годов отношение оборота мировой торговли товарами и услугами к глобальному ВВП постоянно росло, то затем тенденция сменилась. Это факт, такого роста уже нет. Достигнутые в 2008 году отношения мировой торговли к глобальному ВВП так и не восстановились. По сути, глобальная торговля перестала быть безусловным двигателем мировой экономики. А новый двигатель, роль которого должны были сыграть суперсовременные технологии, пока еще проходит отладку и не заработал на полную мощность. Более того, мировая экономика вошла в период торговых войн и растущего уровня прямого и скрытого протекционизма.
В чем же источники кризиса международных экономических отношений, что подрывает доверие между участниками мировой экономики? Считаю, что главная причина в том, что модель глобализации, предложенная в конце ХХ века, все меньше соответствует стремительно формирующейся новой экономической реальности.
За последние три десятилетия доля развитых стран в глобальном ВВП по паритету покупательной способности снизилась с 58-ми до 40 процентов. В том числе доля государств «Группы семи» сократилась с 46-ти до 30 процентов, и, напротив, вес стран с развивающимися рынками растет. Такое быстрое становление новых экономик не только со своими интересами, но и со своими платформами развития, со своими взглядами на глобализацию и региональные интеграционные процессы плохо стыкуется с представлениями, которые относительно недавно казались незыблемыми. Заданные прежде шаблоны, по сути, ставили страны Запада, нужно об этом сказать прямо, в исключительное положение, давали им фору, что называется, и громадную ренту, заранее предопределяли их лидерство. Остальным странам оставалось следовать в их фарватере. Конечно, многое происходило и происходит под аккомпанемент разговоров о равенстве. Сейчас об этом я еще скажу. А когда эта комфортная, привычная система начала расшатываться, когда подросли конкуренты, взыграли и амбиции, и стремление сохранить свое доминирование, причем любой ценой, то государства, которые прежде проповедовали принципы свободы торговли, честной и открытой конкуренции, заговорили языком торговых войн и санкций, откровенного экономического рейдерства с выкручиваем рук, запугиванием, устранением конкурентов так называемыми нерыночными способами.
Посмотрите, примеров много, я сейчас скажу только о том, что нас напрямую касается и что у всех, думаю, на устах. Например, строительство газопровода «Северный поток – 2». Я видел в зале тех наших партнеров, которые занимаются этим профессионально, не только российских, но и наших друзей из Европы. Проект призван повысить энергобезопасность Европы, создать новые рабочие места, он полностью отвечает национальным интересам всех участников: и европейцев, и России. Если бы он не отвечал этим интересам, мы бы никогда не увидели там присутствия наших европейских партнеров. Кто туда насильно притащит? Пришли, потому что заинтересованы в реализации этого проекта.
Но это не укладывается в логику и не соответствует интересам тех, кто в рамках существующей универсалистской модели привык к исключительности и вседозволенности, к тому, что по их счетам должны платить другие, и потому проект бесконечно пытаются и пытались торпедировать. Вызывает озабоченность, что такая разрушительная практика поразила не только традиционные рынки, энергетические, сырьевые, товарные, но и перекочевала в новые формирующиеся отрасли. Ситуация вокруг компании Huawei, например, которую пытаются не просто потеснить, а бесцеремонно вытолкнуть с глобального рынка. Это уже называют даже в некоторых кругах «первой технологической войной», наступающей в цифровой эпохе.
Казалось бы, бурная цифровая трансформация, технологии, которые стремительно меняют индустрии, рынки, профессии, призваны расширять горизонты для всех, кто готов и открыт к переменам. Но и здесь, к сожалению, тоже строятся барьеры, вводятся прямые запреты на покупку высокотехнологичных активов. Дело дошло до того, что в образовании даже ограничивается прием зарубежных студентов по тем или иным специальностям. Это уже, честно говоря, не укладывается даже в голове. Тем не менее это все на практике происходит. Удивительно, но факт.
Монополия всегда означает концентрацию доходов у немногих за счет всех остальных, и в этом смысле попытки монополизировать новую технологическую волну, ограничить доступ к ее плодам выводят на совершенно новый, иной уровень проблемы глобального неравенства как между странами и регионами, так и внутри самих государств. Ну а это, как мы хорошо понимаем, и есть главный источник нестабильности. И дело не только в уровне доходов, в материальном неравенстве, а в принципиальной разнице возможностей для людей. По сути, формируется или происходит попытка формировать два мира, и между ними пропасть постоянно растет. Когда у одних есть доступ к самым передовым системам образования, здравоохранения, к современным технологиям, у других же нет перспектив, шансов вырваться даже из нищеты, а кто-то и вовсе балансирует на грани выживания.
Так, сегодня свыше 800 миллионов человек в мире не имеют элементарного доступа к питьевой воде, около 11 процентов населения планеты не доедает. Система, если в ее основе все более очевидная несправедливость, никогда не будет устойчивой и сбалансированной.
Обостряют кризис и растущие экологические, климатические вызовы, которые прямо угрожают социально-экономическому благополучию всего человечества. Климат, экология уже стали объективным фактором мирового развития, проблемой, чреватой масштабными потрясениями, включая новый неуправляемый всплеск миграции, рост нестабильности и подрыв безопасности в ключевых регионах планеты. При этом велик риск, что вместо общих усилий по решению экологических и климатических проблем мы столкнемся с попытками и эту тему использовать для недобросовестной конкуренции.
Уважаемые дамы и господа!
Сегодня перед нами возникают две крайности, два возможных сценария дальнейшего хода событий. Первый – это перерождение универсалистской модели глобализации, превращение ее в пародию, в карикатуру на саму себя, когда общие международные правила будут подменяться законами, административными и судебными механизмами одной страны или группы влиятельных государств, как поступают сегодня, я с сожалением это констатирую, Соединенные Штаты, распространяя свою юрисдикцию на весь мир. Кстати говоря, 12 лет назад я уже об этом говорил, такая модель не только противоречит логике нормального межгосударственного общения, формирующимся реалиям сложного многополярного мира, но, главное, не отвечает задачам будущего.
И второй сценарий – это фрагментация глобального экономического пространства политикой ничем не ограниченного экономического эгоизма и его силовое продавливание. Но это путь к бесконечным конфликтам, к торговым войнам, а может быть, даже не только торговым, образно говоря, к боям без правил: всех против всех.
Каким же может быть решение и не утопическое, эфемерное, а реальное? Очевидно, что для выработки более устойчивой и справедливой модели развития потребуются новые договоренности, которые не только, что называется, четко прописаны, но прежде всего соблюдаются всеми. Однако, убежден, разговоры о таком экономическом миропорядке останутся благими и пустыми пожеланиями, если мы не вернем в центр дискуссии такие понятия, как суверенитет, безусловное право каждой страны на свой собственный путь развития и, добавлю, ответственность не только за свое, но и за всеобщее устойчивое развитие.
Что может быть предметом регулирования таких договоренностей и такого общего правового поля? Конечно же, не навязывание всем одного, единственно верного канона, а прежде всего гармонизация национальных экономических интересов, принципы взаимодействия, конкуренция и сотрудничество между странами со своими различными моделями развития, особенностями и интересами. Выработка подобных принципов должна идти максимально открыто и демократично.
Именно на этой основе необходимо адаптировать к современным реалиям систему мировой торговли и повысить эффективность работы Всемирной торговой организации. Не ломать, а наполнить новыми смыслами и содержанием другие международные институты. При этом реально, а не на словах учесть запросы и интересы развивающихся стран, в том числе тех, которые решают вопросы модернизации промышленности, аграрного сектора и социальной сферы. Это и есть равные условия для развития.
Кстати, предлагаем подумать о создании открытого, доступного банка данных с лучшими практиками и проектами развития. Россия готова разместить на такой информационной платформе свои успешные кейсы в социальной, демографической и экономической сферах и приглашает присоединиться к этой инициативе другие страны и международные организации.
Что касается финансов. Отмечу, основные глобальные институты были созданы еще в рамках Бреттон-Вудской системы 75 лет назад. Пришедшая ей на смену в 70-е годы ямайская валютная система, подтвердив приоритет доллара, по сути, не решила главных проблем, в первую очередь сбалансированности валютных отношений и торгового обмена. За это время появились новые экономические центры, повысилась роль региональных валют, изменился баланс сил и интересов. Очевидно, что эти глубокие перемены требуют адаптации международно-финансовых организаций, переосмысления роли доллара, который, став мировой резервной валютой, превратился сегодня в инструмент давления страны-эмитента на весь остальной мир.
Кстати говоря, на мой взгляд, большая ошибка американских финансовых властей и политических центров – сами подрывают свои преимущества, появившиеся во время создания Бреттон-Вудской системы. Доверие к доллару падает просто.
Повестка технологического развития должна объединять страны и людей, а не разобщать их. И для этого нам нужны справедливые принципы взаимодействия в таких ключевых областях, как высокотехнологичные услуги, образование, трансфер технологий, отраслей новой цифровой экономики и глобальное информационное пространство. Да, выстроить подобную гармоничную систему будет, безусловно, непросто, но это лучший рецепт восстановления взаимного доверия, и другого пути у нас нет.
Нужно вести эту работу вместе, понимая масштаб глобальных вызовов новой эпохи и свою ответственность за завтрашний день. Использовать для этого и потенциал Организации Объединенных Наций, уникальной по представительству организации, усилив ее экономические институты, а также эффективнее задействовать формат таких новых объединений, как «Группа двадцати». Пока же такой свод правил не сформирован, нужно исходить из сложившейся ситуации и реальных проблем, реально смотреть на то, что происходит в мире.
В качестве хотя бы первого шага предлагаем, говоря терминами дипломатии, провести своего рода демилитаризацию ключевых сфер глобальной экономики и торговли, а именно оградить от торговых и санкционных войн поставки товаров первой необходимости: лекарств, медицинского оборудования. (Аплодисменты.) Спасибо вам большое за понимание. А также систем для ЖКХ, энергетики, которые позволяют снижать нагрузку на окружающую среду и климат. Речь, как вы понимаете, идет о тех направлениях, которые критически важны для жизни и здоровья миллионов, можно сказать, миллиардов людей – для всей планеты.
Уважаемые коллеги! Сегодняшние тенденции в мире свидетельствуют, что роль страны, ее суверенитет и место в современной системе координат определяются несколькими ключевыми факторами: это, безусловно, способность обеспечить безопасность своих граждан, это способность не только сохранять национальную идентичность, но и вносить вклад в развитие мировой культуры. И есть еще как минимум три фактора, которые, на наш взгляд имеют основополагающее значение. Остановлюсь на них несколько подробнее.
Первый фактор – это благополучие и достаток человека, возможности для раскрытия его талантов.
Второй фактор – это восприимчивость общества и государства к бурным технологическим изменениям.
И наконец, третий фактор – это свобода для предпринимательской инициативы. Начну с первого направления.
Сегодня объем ВВП по паритету покупательной способности на душу населения в России составляет около 30 тысяч долларов. На этом же уровне находятся сегодня и показатели стран Южной и Восточной Европы. Наша задача в ближайшие годы не только войти в «пятерку» крупнейших экономик мира, в конечном счете это не самоцель, а только средство, нам нужно выйти и закрепиться на среднеевропейском уровне по всем основным параметрам, отражающим качество жизни и благополучия людей. Исходя из этого, мы сформировали и национальные цели по росту экономики и доходов граждан, сокращению бедности, увеличению продолжительности жизни, по развитию образования и здравоохранения, сбережению окружающей среды. На решение этих задач направлены национальные проекты, которые мы реализуем.
Второе направление – это форсированное технологическое развитие. Возможности здесь поистине колоссальные. Наша задача – быть среди первых, кто использует эти технологии, конвертирует их в настоящий прорыв. Так, по оценкам экспертов, в ближайшее десятилетие дополнительный рост мирового ВВП за счет внедрения искусственного интеллекта составит 1,2 процента ежегодно. Это вдвое превышает то воздействие, которое оказал глобальный рост информационных технологий в начале XXI столетия. Мировой рынок продуктов с использованием искусственного интеллекта к 2024 году вырастет почти в 17 раз и составит порядка полтриллиона долларов.
Как и другие ведущие страны мира Россия подготовила национальную стратегию развития технологий в области искусственного интеллекта. Она разработана Правительством с участием отечественных высокотехнологичных компаний. Указ о запуске такой стратегии будет подписан в ближайшее время. А детальный, пошаговый план действий интегрирован в национальную программу «Цифровая экономика».
Россия обладает серьезными кадровыми научными ресурсами, хорошим стартовым заделом для создания самых передовых технологических решений. И это касается не только искусственного интеллекта, но и других групп так называемых сквозных технологий. В этой связи предлагаю нашим компаниям с государственным участием, а также ведущим российским частным компаниям стать головными партнерами государства в развитии сквозных научно-технологических направлений. Это, как уже говорил, искусственный интеллект и другие цифровые технологии. Это, безусловно, новые материалы, это геномные технологии для медицины, сельского хозяйства и промышленности, а также портативные источники энергии, технологии ее передачи и хранения. Практическим результатом такого партнерства должны стать выпуск и продвижение прорывных успешных продуктов, услуг как на внутреннем, так и на внешних рынках. Для государства это возможность сформировать мощный суверенный технологический задел, для компаний – шагнуть в новую технологическую эпоху. Все эти вопросы буквально неделю назад мы рассматривали на специальном совещании в Москве. По его итогам в короткие сроки будут заключены соответствующие соглашения со «Сбербанком», «Ростехом», «Росатомом», «Российскими железными дорогами», «Ростелекомом». Пакет соответствующих документов подготовлен. Также прошу включиться в эту работу, в этот масштабный проект наши ведущие компании топливно-энергетического комплекса – «Газпром», «Роснефть», «Россети», «Транснефть». Поручаю Правительству организовать эту работу.
Как будет строиться сотрудничество государства и крупных компаний? В рамках соглашения о партнерстве компании инвестируют в научно-исследовательскую работу, в развитие центров компетенции, в поддержку стартапов, в подготовку научных, управленческих, инженерных кадров и привлечение специалистов из-за рубежа. В свою очередь, государство возьмет на себя обязательство обеспечить финансовые и налоговые инструменты поддержки, стимулировать спрос на отечественную высокотехнологичную продукцию, в том числе через государственные закупки, то есть рынок надо обеспечить. Будем над этим работать. Может быть, и китайские друзья наши чего-нибудь прикупят побольше из этих новых наших предложений и товаров.
Отладить систему технической стандартизации и регулирования необходимо, и даже установить здесь своего рода экспериментальные правовые режимы. Адекватная, гибкая правовая среда – ключевой вопрос для новых отраслей, ее формирование во всем мире идет непросто, много чувствительных проблем и для безопасности государства, и для интересов общества, граждан. Но чтобы добиться результатов, критически важно ускорить процесс принятия решений, поэтому прошу коллег из Правительства, экспертов, бизнес-сообщество предложить такой эффективный механизм.
Для новых отраслей потребуются и специалисты с новыми знаниями. Для этого активно модернизируем программы и содержание образования. В августе, как вы знаете, в Казани мы принимаем чемпионат мира по профессиональному мастерству WorldSkills, в рамках которого впервые по инициативе России пройдут соревнования по компетенциям будущего, в том числе по таким направлениям, как машинное обучение и Большие данные, технологии композитов, квантовые технологии. Я желаю нашей команде и всем участникам успехов.
Особо подчеркну: мы сформировали целую платформу «Россия – страна возможностей», направленную на личностный, профессиональный рост. Проходящие в ее рамках конкурсы, соревнования, олимпиады открыты для школьников, молодежи, людей разных возрастов, для участников не только из России, но и из других стран. Подобный кадровый проект по своему масштабу не имеет аналогов. Только в 2018–2019-м годах он охватил свыше 1600 тысяч человек. Обязательно будем развивать эту систему, делать ее более эффективной и прозрачной, потому что чем больше смелых, талантливых людей будет приходить в бизнес и науку, госуправление, социальную сферу, тем успешнее мы сможем решать задачи развития, тем выше будет и глобальная конкурентоспособность нашей страны.
Третий фактор конкурентоспособности страны, который был обозначен выше – это благоприятная деловая среда. Последовательно ведем, и будем продолжать эту работу. Сегодня по целому ряду сервисов для бизнеса, по качеству наиболее востребованных административных процедур мы сравнялись, или даже в некоторых случаях опережаем страны с сильными и давними предпринимательскими традициями.
Растет здоровое соперничество между регионами за предпринимателя, за инвестиции и проекты. Значительно повысилась эффективность управленческих команд. Серьезным стимулом для таких перемен стал Национальный рейтинг инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. И по традиции, уже сложившейся на Петербургском экономическом форуме, хочу назвать и поздравить победителей рейтинга 2019 года: Москва, Татарстан, Тюменская и Калужская области, Санкт-Петербург. (Аплодисменты.) Я им тоже поаплодирую.
Что касается динамики улучшения инвестиционного климата, то лидерами стали такие регионы, как Якутия, Приморский край, Самарская область, Крым и Северная Осетия, Пермский край, Нижегородская область, Удмуртия, Ивановская и Новгородская области. Пользуясь случаем, прошу глав регионов, полпредов Президента в федеральных округах активизировать работу по привлечению частных капиталов и в национальные проекты, и в другие наши проекты развития, в том числе используя возможности Российского фонда прямых инвестиций, другие современные, эффективно работающие механизмы.
Как уже сказал, позитивные изменения в деловом климате в качестве административных процедур есть, но и острых проблем, которые волнуют бизнес, еще достаточно. Прежде всего, это архаичность и явная избыточность контрольно-надзорной сферы, необоснованное, а порой и просто противоправное вторжение правоохранительных органов в деловую среду, в работу компаний.
В этом году мы запустили самую масштабную за постсоветское время глубокую и кардинальную реформу в сфере контроля и надзора. Напомню, что с 1 января 2021 года прекращает действие вся прежняя, во многом устаревшая нормативно-правовая база. Взамен должна быть сформирована четкая система требований: исключено любое дублирование полномочий госорганов, ограничены основания для внеплановых проверок, закреплен риск-ориентированный подход.
Уже в этом году должен быть запущен информационный сервис, который позволит объективно сопоставлять информацию по проверкам от контрольно-надзорных органов, с одной стороны, и самих предпринимателей, с другой, и оперативно реагировать на любые несоответствия.
Теперь что касается отношений бизнеса и правоохранительных структур. Логика наших действий заключается в следующем. Это дальнейшая либерализация законодательства, укрепление гарантий и прав собственности, исключение даже формальных возможностей для злоупотребления правом для давления на бизнес, последовательное очищение силовых структур и судебной системы от недобросовестных лиц. Важнейшее условие эффективности такой работы – это повышение прозрачности деловой среды. Это тоже имеет очень большое значение, уважаемые коллеги. Уже в нынешнем году будет цифровая платформа, своеобразный цифровой омбудсмен, с помощью которой предприниматели смогут сообщать обо всех незаконных действиях со стороны представителей правоохранительных органов. И такая открытость, на мой взгляд, может стать залогом доверия между обществом, бизнесом и государством.
И в целом нам необходимо в самые сжатые сроки обеспечить трансформацию системы государственного управления на основе цифровых технологий. Таким образом, кардинально повысить эффективность всех уровней управления власти, скорость и качество принятия решений. Я прошу Правительство совместно с руководителями регионов представить на этот счет конкретный план действий. Мы много раз об этом уже говорили.
Уважаемые коллеги, не раз в своей истории Россия осуществляла масштабные проекты пространственного развития, которые становились символами глубоких и динамичных изменений страны, ее движения вперед. Такие комплексные проекты реализуются и в наши дни на Юге России, на Дальнем Востоке, в Арктике. Сегодня нам нужно подумать и о подъеме обширных территорий Центральной и Восточной Сибири, подготовить и хорошо просчитать, согласовать план развития. В этом макрорегионе сосредоточены богатейшие природные ресурсы, порядка четверти запасов леса, более половины запасов угля, значительные месторождения меди и никеля, огромные энергетические резервы, причем многие из них уже созданы.
К этому следует добавить и уникальные возможности для развития сельского хозяйства. В районе Минусинской долины, скажем, более 300 солнечных дней в году. Это дает возможность сформировать здесь и новый мощный агропромышленный комплекс. По мнению российских и зарубежных экспертов под эти ресурсы макрорегиона возможно привлечь инвестиций в объеме нескольких триллионов, до 3 трлн. рублей, разумеется, при вложении со стороны государства в развитие инфраструктуры, социальной сферы и строительство жилья. Освоение пространств в Центральной и Восточной Сибири, и не как сырьевой базы, а как научно-промышленного центра, должно сделать этот регион связующим звеном между европейской частью России и Дальним Востоком, между рынками Китая, стран АТР, Европы, включая Восточную Европу, должно привлечь сюда свежие, хорошо подготовленные трудовые ресурсы.
Прошу Правительство совместно с экспертным сообществом и Российской академией наук подготовить необходимые проекты и осенью доложить.
Дамы и господа, дорогие друзья! Сегодня в России мы приступили к реализации действительно стратегических долгосрочных программ, многие из которых без преувеличения носят глобальный характер. Скорость и масштаб происходящих изменений в мире не имеют аналогов в истории, и в наступающей эпохе нам важно слышать друг друга, объединять усилия для решения общих задач.
Дорогие друзья! Россия готова к вызовам и к переменам. Мы приглашаем всех к широкому, равноправному сотрудничеству. Благодарю вас за внимание. Спасибо.
С.Шеварднадзе: Спасибо, Владимир Владимирович, Вы обозначили очень важные темы, в том числе и то, что существующие правила никого не устраивают в нынешнем мире. Мы будем много говорить в нашей дискуссионной части об этом.
Председатель Си, Ваша очередь, прошу Вас.
Си Цзиньпин (как переведено): Уважаемый Президент Путин!
Уважаемые коллеги, гости! Дамы и господа! Друзья!
Очень приятно по приглашению Президента Путина присутствовать на Петербургском международном экономическом форуме. Хочу искренне поблагодарить Президента Путина
и российских друзей за тёплый прием и гостеприимство.
Санкт-Петербург – морская столица России и жемчужина Балтийского моря с мировым именем. Благодаря трехвековым традициям и стремительному развитию, город здорово озаряется одновременно классическим колоритом и элегантностью современного времени. Нас это очень восхищает.
Вчера после обеда мы с Президентом Путины покатались на корабле по Неве. Его интересный рассказ об истории, культуре вашей страны, этого города очень меня восхитил.
«Город вольный над Невой, город нашей славы трудовой…» – песня, сыгранная Президентом Путины когда-то на рояле, убедительно показывает, какое особое место занимает Петербург в душе российского народа.
Петербургский международный экономический форум с момента основания в 1997 году постоянно развивается и укрепляется, становится уникальной площадкой для широких дискуссий во имя сотрудничества.
В этом году Петербургский форум проходит под девизом: «Формируем повестку устойчивого развития, которая отвечает общим озабоченностям международного сообщества и имеет большое актуальное значение».
Современный мир переживает невиданные за 100-летия глубокие перемены. Темпы роста стран с формирующимся рынком и развивающихся стран беспрецедентны.
Небывалые темпы и острая конкуренция разворачиваются на фоне нового витка научно-технической революции и промышленных преобразований. Системы глобального управления и мировые процессы непропорциональны и неадекватны как никогда.
В меняющемся мире объединение усилий и взаимовыгодное сотрудничество – это верный путь для всех стран без исключения.
В мировом измерении устойчивое развитие, пожалуй, максимально общий знаменатель глобального сотрудничества. Повестка дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года в духе гармоничного сосуществования человека и природы с учетом нужд нынешнего и последующих поколений дает новое видение глобального развития, акцентируя внимание на трех основных взаимосвязанных аспектах: экономический рост, социальное развитие и экология.
В этом году отмечается 70-летие образования КНР. Будучи крупнейшей в мире развивающейся страной и ответственной мировой державой, Китай твердо привержен обещаниям в области устойчивого развития, и своими успехами завоевал широкое признание и уважение.
 В Китае придают особое значение развитию международного сотрудничества в области устойчивого развития. Тому свидетельство выдвинутая мной в 2013 году инициатива «Один пояс – один путь», которая нацелена на взаимную выгоду и всеобщее развитие. Данная инициатива во многом созвучна с повесткой дня ООН в области устойчивого развития до 2030 года по целям, принципам и путям реализации, пользуется поддержкой со стороны мировой общественности.
В апреле этого года в Пекине успешно прошел Второй форум международного сотрудничества «Один пояс – один путь», по итогам которого участники договорились о высококачественной реализации инициативы «пояса и пути» на принципе совместного обсуждения, совместной реализации и совместного пользования. Согласно концепции открытости, экологичности и неподкупности, сотрудничество будет осуществляться высококачественно, в пользу благосостояния народа и устойчивого развития.
В ходе формирования глобальной сети взаимосвязанности и партнёрства добьёмся эффективного сопряжения инициативы «пояс и путь» с повесткой дня в области устойчивого развития, обеспечения согласованности между экономикой, обществом, экологией в интересах «зелёного», низкоуглеродного и устойчивого развития.
Разумеется, в международном сотрудничестве не обойтись без искренних, доверительных, единомыслящих партнеров. В лице России мы имеем не только крупнейшего соседа и всеобъемлющего стратегического партнёра, но и одного из важнейших и приоритетных партнёров по сотрудничеству во всех областях.
В духе устойчивого развития наши страны активно сотрудничают в сфере возобновляемых источников энергии, включая природный газ, рассматривают научно-технические инновации, цифровую экономику, электронную торговлю как новые драйверы кооперации, продуктивно взаимодействуют в сфере использования охраны трансграничных ресурсов, а также по вопросам трансграничных заповедников.
Мы с Президентом Путиным договорились о сопряжении ОПОП и ЕАЭС. При этом инициатива о совместной реализации «Одного пояса – одного пути» [ОПОП] созвучна и с идеей Президента Путина о «большом Евразийском партнёрстве». Они вполне могут дополнять друг друга, что, по моему убеждению, придаст мощный импульс региональной экономической интеграции в интересах всеобщего устойчивого развития.
Дамы и господа! Друзья!
Устойчивое развитие – не только естественный, но и неизбежный исход развития производственных сил и технологичного прогресса.
В этом и стремление подавляющего большинства стран мира. В народе говорят – «будет воля, будет и успех». Стремление народов к прекрасной жизни остановить невозможно. Мы готовы со всеми партнёрами превратить заявления в практические шаги, сообща открыть новую страницу устойчивого развития.
Первое. Важно объединенными усилиями формировать открытую и диверсифицированную мировую экономику в духе совместной реализации и совместного пользования. Китай будет последовательно расширять открытость, в частности, доступ на рынок, создавать благоприятную бизнес-среду для честной конкуренции. Будем выступать твёрдым сторонником экономической глобализации, отстаивать многостороннюю торговую систему, прилагать усилия к преодолению неравномерности и несправедливости в развитии мировой экономики.
Мы настроены на взаимовыгодное торговое сотрудничество по принципу равноправия и взаимоуважения. Будем добиваться синергетического эффекта в реализации инициативы «Один пояс – один путь» и повестки дня ООН в области устойчивого развития до 2030 года, раскрывать потенциал Фонда помощи в рамках сотрудничества Юг-Юг и Фонда мира и развития Китай-ООН, предоставлять больше возможностей для развивающихся стран. Китай готов делиться со всеми партнёрами технологическими изобретениями и ноу-хау, в частности, технологиями 5G, формировать дополнительные ключевые преимущества и изменять модель роста экономики.
Второе. Необходимо наращивать усилия к построению толерантного общества всеобщего достатка, ставящего во главу угла интересы человека. Повышение благосостояния народа – задача номер один для любого государства. Китай продолжает упорную целенаправленную работу по ликвидации бедности и в этом году, чтобы уже к 2020 году полностью освободить от бедности сельское население. К концу текущего года предположено создание более чем 11 миллионов новых рабочих мест. Колоссальные усилия направлены на профессиональное образование, дело волонтёрства и благотворительности, а также защиту прав, интересов социально уязвимых групп населения.
Готовы активизировать сотрудничество и обмен опытом со всеми партнёрами в области борьбы с бедностью и социального обеспечения, чтобы народы разных стран мира жили в достатке, могли чувствовать себя более счастливыми и защищенными.
Третье. Необходимо придерживаться курса на «зелёное» развитие во имя построения прекрасного дома, где царит гармония человека и природы. Как сказал знаменитый русский писатель Достоевский: «Красота спасёт мир!» Сохранять красоту природы для внуков и правнуков – в этом славная миссия людей нашего поколения.
Китай ни в коем случае не добивается развития за счёт окружающей среды. Для нас зелёные горы и изумрудные воды – несметные сокровища, ради которых будем вести непреклонную борьбу, в том числе за развитие «зелёной» промышленности, возобновляемых источников энергии, ресурсосберегающих технологий и циркулярной экономики.
В международном сотрудничестве больше внимания будем уделять вопросу экологии и природоохранной деятельности. Готовы к совместному решению актуальных задач в области изменения глобального климата и сохранения биоразнообразия, в частности, путём должного выполнения Парижского соглашения по климату.
Дамы и господа! Друзья!
Мир и развитие остаются лейтмотивом нашего времени. Судьба разных народов тесно взаимосвязана как никогда. Интересы стран беспрецедентно глубоко интегрируются, тенденция к миру, развитию, сотрудничеству и всеобщему выигрышу необратима.
В то же время на фоне усиления антиглобализации, гегемонизма и политики силы возрастают новые проблемы и вызовы. Вновь на перепутье встало человечество. Устойчивое развитие как наилучший выход из нынешнего положения совпадает с инициативой о формировании сообщества единой судьбы человечества по целям и ценностям. Они будут служить общим благом для всего человечества и мира в целом.
Китай будет вместе со всеми странами, руководствуясь концепцией устойчивого развития, трудиться ради общего будущего человечества, выступать за многосторонность, совершенствовать системы глобального управления, способствовать прочному миру на планете, рука об руку открывать светлое и процветающее будущее.
Спасибо за внимание.
С.Шеварднадзе: Спасибо, Председатель Си.
Президент Радев, прошу Вас.
Р.Радев: Уважаемая госпожа Шеварнадзе! Уважаемые господа Президенты, Премьер-министры! Уважаемый господин Генеральный секретарь ООН!
Дамы и господа!
Прежде всего я бы хотел поблагодарить организаторов и в первую очередь Президента Путина за приглашение и возможность принять участие в этом престижном форуме. Для меня большая честь быть рядом с Председателем Си Цзиньпином. Я рад, что как убеждённый сторонник многосторонней дипломатии я смогу обсудить и вопросы устойчивого развития с Генеральным секретарем Гутеррешем, с Премьерами Словакии и Армении.
Петербургский форум утвердился как платформа для встречи большой экономики с большой политикой, платформа, на которой обсуждаются ключевые проблемы развития мира сегодня. Участие Президента семимиллионной Болгарии, Премьер-министров Словакии и Армении рядом с двумя мировыми лидерами служит очень мощным посланием о значимости одной из основных самых сильных идей устойчивого развития, идеей о том, что такое развитие постижимо, единственно, благодаря вкладу, вносимому всеми государствами.
Я принимаю своё участие как признание способности Болгарии создавать мосты между регионами и разными культурами.
С новым тысячелетием устойчивое развитие превратилось в основную тему международной повестки дня. В наше время некоторые страны воспользовались глобализацией, но другие оказались в роли проигравших. Наша планета задыхается от сверхэксплуатации её богатств и грандиозным торговым трафиком.
Мы видим, как увеличивается численность населения, а ресурсы уменьшаются. Свободное движение капиталов в цифровую эру без чётко обозначенных правил генерирует риски перед самыми уязвимыми обществами, а сверхпотребление, которое превратилось в символ экономического персонального успеха, является уже угрозой для нашего общего будущего.
Подрыв международного правового порядка и переход к полицентрическому миру генерируют неустойчивость. Ежегодный рост средств, которые расходуются на оборону, – ясный сигнал, что среда безопасности не улучшается, а недоверие возрастает. Стремление к технологическому превосходству в целях политического превосходства приводит к замыканию науки в узких географических рамках, научной миграции и разрыву между государствами, о котором подробно говорил Президент Путин.
Неравномерное развитие перевернуло наизнанку множество представлений и породило новый мир. Кто мог бы предположить лет 20 назад, что Китай будет основным защитником идей свободной торговли, а США будут навязывать протекционизм? Кто мог бы утверждать, что в Европе, которая десятилетиями утверждает модель толерантности, поднимут сегодня голову неофашистские и националистические движения под давлением социальных диспропорций, под давлением эмиграции?
Поэтому я считаю, что устойчивое развитие не может быть исчерпано, единственно, достижением комплекса экономических, социальных и экологических целей, подробно разработанных в «Программе развития ООН – 2030» и воплощённых в основных политиках и программах Европейского союза.
Преодоление существующих вызовов требует применения всеобъемлющего подхода, объединяющего широкий спектр средств от политических до культурных. Необходимо формирование нового наднационального мировоззрения граждан планеты, которым молодые уже обладают, а мы, политики, все ещё не можем себе позволить, так как мир продолжает оставаться ареной конкуренции и конфликтов между государствами.
Природа, однако, отправляет нам императивный призыв превозмочь ограничения нашего собственного эгоизма. Наши предшественники преодолели свои противоречия и установили послевоенный глобальный миропорядок во имя мира. ООН была ключом к нему и на заре «холодной войны» ими была проявлена эта мудрость.
Сегодня мы должны сделать то же самое и в этот раз, однако, во имя выживания планеты и человечества. Новая экономическая парадигма должна компенсировать ограниченность, дефицит ресурсов, благодаря способностям, гению человечества. Она должна сделать ставку на знания, на технологии, на инновации. Я убежден в том, что речь должна идти о «зелёной» экономике, основанной на концепции открытой науки, на новой потребительской культуре, на новой производственной этике, которые должны быть включены в образовательные программы, в экономические стратегии.
Устойчивое развитие вызывает необходимость более эффективных механизмов глобальной безопасности. Они должны обуздать искушение односторонних и силовых действий, создавать привилегированные условия для диалога и многосторонней дипломатии, которая оказывается под прессингом, противостоять поляризации и радикализации.
Устойчивое развитие предполагает предотвращение финансовых кризисов, а это означает более точное регулирование финансовых рынков. Необходим глобальный консенсус против коррупции, получивший трансграничный характер, против отмывания денег и сокрытия доходов от налогообложения, а также для ограничения деятельности оффшорных зон. Я убежден в том, что эти проблемы хорошо известны всем политическим лидерам, и в этом отношении нужно проявить единую волю.
Устойчивое развитие невозможно без наличия безопасности и социального мира. Преодоление проблемы массового голода оказалось недостаточным для подлинной стабильности. Именно поэтому волны миграции не стихают, а количество беженцев увеличивается. Именно отсутствие безопасности и нищета выводят людей на путь миграции и подпитывают ксенофобию и националистические движения в странах пребывания мигрантов. Поэтому нужна эффективная модель, обеспечивающая безопасность и стабильность, вливание инвестиций в экономику, в образование и здравоохранение в странах происхождения миграционных волн.
Устойчивое развитие невозможно и без устойчивого доверия.
Я приведу такой пример. 70 лет назад Болгария была второй страной в мире, которая признала Китайскую Народную Республику и установила дипломатические отношения с ней. С тех пор отношения между нашими народами развиваются в духе доверия и дружбы, несмотря на политическую конъюнктуру. Мы можем даже сказать, так как первое государство, признавшее Китай, уже не существует, мы можем утверждать, что Болгария – первое государство, признавшее эту страну.
И именно поэтому устойчивое развитие – это не только политический и экономический вызов, это этап в культурном созревании человечества. Его фундамент – взаимное признание и принятие национальных культурных кодов. Культурные различия оказывают большой эффект на среду безопасности. Когда они не распознаны, не осознаны и не приняты как право другого, они порождают недоверие, порождают риски для безопасности, а оттуда и для устойчивого развития. Именно отсутствие культурной коммуникации лежит в основе восприятия другого в качестве противника.
Я хотел бы процитировать выдающегося болгарского революционера, его имя Гоце Делчев, который более 120 лет назад заявлял: «Я воспринимаю мир, единственно, как поле для культурного соревнования между народами».
Отмечаю это не случайно, так как моя страна гордится своим вкладом в копилку мировой культуры. Выдающийся гражданин Санкт-Петербурга, профессор Дмитрий Лихачев называл мою родину государством духа, так как от Болгарии Россия получила свою письменность. С наших земель в Россию пришла и христианская вера, и древнеболгарский церковнославянский язык. Через многие тысячелетия в 1878 году от России Болгария получила свою свободу, за которую отдали свою жизнь тысячи русских солдат. Об этом мы, болгары, никогда не забываем. Именно это пример того, как прочные культурные связи могут устоять превратностям эпохи.
Я вспоминаю другого всемирно известного гражданина Санкт-Петербурга маэстро Валерия Гергиева, которого имею привилегию лично знать. От Пекина через Брюссель до Вашингтона он утверждает силу культурного пространства, которое сметает границы и доказывает, что непреходящая сила искусства превзойдет любое разделение.
Во время его последнего концерта в Софии оркестр Мариинского театра перешел в своем исполнении в «пианиссимо». Все тише и тише до тех пор, пока звуки в переполненном зале полностью не стихли. Люди не просто слушали, а впитывали каждый звук, будто впервые мы услышали тихий, но отчетливый голос каждого из 150 инструментов, причём одновременно. После концерта я спросил маэстро: «Как это возможно? Как это возможно, чтобы мы услышали и поняли тихую часть исполнения лучше, чем громкую?» Он мне ответил: «Сила, конечно же, важна, но мелодия и гармония намного важнее».
Может быть, пора и нам, политикам, поубавить количество децибел, потому что мы все ещё далеки от той гармонии, которую граждане мира ожидают от нас, но это хорошее начало для того, чтобы мы начали слышать друг друга. Думаю, что количество желающих занять место дирижера в мировом оркестре постоянно растет, но каждый из них приходит с собственной партитурой, часто даже не поздоровавшись с оркестрантами.
Если мы хотим прийти к устойчивому развитию человечества, нам следует уже написать и установить чёткие правила насчет пяти нотных линий и самих нот, писать вместе музыку, учитывать специфику каждого отдельного инструмента в оркестре. Думаю, что площадка для подобной деятельности – это Организация Объединенных Наций. До тех пор, пока мы не начнём уважать эту организацию, использовать её мощный потенциал, укреплять её средства и механизмы, нам не удастся производить мелодию, а только фрагментацию, напряженность и конфликты.
Желаю успеха форуму, больше гармонии и достижения поставленных в программе ООН-2030 целей.
С.Шеварднадзе: Спасибо большое, Президент Радев.
Р.Радев: Позвольте воспользоваться этим замечательным форумом и обратиться к мировому бизнесу. Я приглашаю вас приходить в Болгарию, инвестировать в Болгарию.
Приведу только один единственный пример. Этот пример – это пример германско-болгарского экономического сотрудничества. 20 лет тому назад мы начали с ноля, не было ничего. А сейчас у нас тысячи германских предприятий, которые работают в Болгарии. Они растут, расширяют свою деятельность в нашей стране.
В прошлом году 8,3 триллиона евро составил их оборот. Мы экспортировали продукции на 4,3 триллиона евро в Германию. Однако, само собой, это не только еда и вино, как многие бы ожидали, нет, в Болгарии мы производим и затем экспортируем в Германию продукты с высокой добавленной стоимостью. Это электроника, машинное оборудование, очень сложные высокотехнологичные системы, а также компоненты для всех типов немецких машин.
Наша столица София входит в десятку наиболее развитых городов с точки зрения стартапов и развития технологий. Так что, пожалуйста, воспользуйтесь этим шансом.
С.Шеварднадзе: Спасибо большое. У Вас еще будет возможность во время нашей дискуссии поподробнее рассказать, почему бизнес должен инвестировать в Болгарию. Спасибо за потрясающее выступление.
Никол Владимирович, прошу Вас, Вы – следующий.
Н.Пашинян: Уважаемый Владимир Владимирович! Председатель Си Цзиньпин!
Президент Радев! Премьер-министр Пеллегрини! Генеральный секретарь Гутерреш!
Уважаемая госпожа Шеварднадзе!
Я начну своё выступление с традиционных слов благодарности за организацию этой встречи, за предоставленную возможность поделиться мыслями о путях развития нашей страны и о тех задачах, которые наше правительство решает для достижения этой цели.
Сегодня Армения переживает важный период в своей современной истории. На фоне политической стабильности и беспрецедентно высокой степени легитимности власти в стране происходят коренные преобразования. Их конечной целью является создание конкурентоспособной и технологически развитой экономики и современного общества, основанного на универсальных принципах равенства, справедливости и верховенства закона.
В чём заключается суть этих преобразований? Вкратце можно сказать, что они направлены на повышение эффективности функционирования наших политических, государственных и экономических институтов.
Армения – это страна, не имеющая прямого выхода к морю, с ограниченными экономическими и природными ресурсами и сложным географическим положением с точки зрения логистических коридоров и геополитических особенностей региона. Все эти сложности в определённой форме стимулируют нас к постоянным действиям, нацеленным на повышение конкурентоспособности и эффективности.
Что это означает для нас? Это, во-первых, повышение эффективности государственной системы управления. Могу с уверенностью сказать, что в этом плане нам уже удалось достичь ощутимых результатов. В стране искоренена системная коррупция, сведена до минимума деятельность искусственных монополий и олигополий. Однако в ходе действий по оздоровлению экономической и политической среды нашей страны, мы встали перед проблемой фундаментального характера. Судебная власть страны, в отличие от исполнительной и законодательной ветви, в которых наблюдается качественный прогресс и оптимизация институтов, не подверглась какой-либо ощутимой трансформации. В результате образовалась огромная брешь доверия общества к судебной власти, а это, в свою очередь, создаёт серьёзные препятствия для развития страны в целом.
Все наши усилия по защите капитала, созданию равных условий для экономической деятельности и формированию благоприятной среды для привлечения иностранных инвестиций не принесут желаемого результата, если судебная власть не будет качественно преобразована. Поэтому создание реальной независимой судебной власти, свободной от коррупции и политического воздействия, сегодня является насущной проблемой для нашего общества и приоритетом в стратегии реформ правительства Армении.
Во-вторых, – это полноценное использование потенциала внешнеэкономических связей и участие в международных интеграционных структурах. Для таких стран, как Армения очень важна институционализация доступа к центрам мировой экономики и активности. Это в первую очередь относится к нашему сотрудничеству с Российской Федерацией и участию в Евразийском экономическом союзе.
Мы настроены на дальнейшее совершенствование стратегического партнерства с Россией и максимально продуктивное участие в Союзе. Для этой цели мы будем прилагать все усилия для совершенствования механизмов сотрудничества и максимального углубления интеграций между участниками нашего объединения. Это в равной степени относится и к нашему членству в ОДКБ.
Хотел бы подчеркнуть нашу заинтересованность в расширении географии внешнеэкономических связей Евразийского экономического союза. Особое значение в этом смысле имеет Китай. Мне отрадно отметить, что в течение последнего месяца мы достигли высокой динамики в развитии двусторонних отношений с этой страной, играющей одну из ключевых ролей в мировой экономике.
Как члену Евразийского экономического союза нам видится важным создание институционального сотрудничества между разными интеграционными объединениями и проектами. Считаю приоритетным реализацию идеи сопряжения ЕАЭС и «Экономического пояса Шелкового пути». Она вполне логична и рациональна.
Перспективным считаю также политику углубления сотрудничества между ЕАЭС и Европейским союзом. Думаю, что если не в ближайшем будущем, то, во всяком случае, в среднесрочной перспективе такое сотрудничество вполне реализуемо и даже неизбежно.
С ЕАЭС Армения имеет договор об углублённом и всеобъемлющем партнёрстве, который мы намерены использовать с максимальной эффективностью для дизайна и имплементации наших реформ. Партнёрство с ЕАЭС никоим образом не противоречит нашему членству в Евразийском экономическом союзе, а дополняет его, обогащая наши возможности новыми сравнительными преимуществами.
В-третьих, – это максимально эффективное использование человеческого потенциала страны. Наш основной капитал – люди, и действия нашего правительства направлены на создание условий для свободной реализации творческого, интеллектуального и делового потенциала наших граждан. Мы вообще намерены сделать Армению раем для талантливых людей.
Будущее Армении мы видим в развитии инновационной экономики. Она не имеет альтернативы для такой страны, как Армения.
Приоритетным для нас является технологический сектор. Образование в этом плане приобретает особое значение для нас. Армения унаследовала от советских времен хорошую школу физики и математики. Сегодня мы делаем все возможное для консолидации и использования этого потенциала.
За последние семь лет сектор информационных технологий вырос в Армении в пять раз. Он стал одним из локомотивов экономического роста страны и её самой перспективной отраслью. Образование и инновации, сотрудничество и интеграции, установленное верховенство закона и эффективное управление – вот где мы видим наше потенциальное преимущество, которое позволит полноценным образом использовать наши ресурсы и добиться условий для устойчивого экономического развития.
Мы, честно говоря, думаем, что уже встали на этот путь, потому что в I квартале в Армении зарегистрирован рост ВВП на 7,1 процента. В апреле установился темп экономической активности 9,2 процента. Так что мы тоже приглашаем международный бизнес инвестировать в Армению. У нас даже есть девиз для потенциальных инвесторов – мы приглашаем в Армению стать богаче и делать нашу страну более богатой.
Спасибо.
С.Шеварднадзе: Спасибо, Премьер Пашинян.
Премьер Пеллегрини, прошу Вас.
П.Пеллегрини (как переведено): Уважаемый господин Президент Путин! Председатель Си Цзиньпин! Президент Радев! Премьер-министр Пашинян! Уважаемый господин Генеральный секретарь!
Ваши превосходительства! Дамы и господа!
Для меня большая честь присутствовать здесь сегодня и участвовать в дискуссии, посвященной целям устойчивого развития.
Я очень рад, что организаторы выбрали эту тему. Хотел бы особенно поблагодарить Президента Путина за то, что он открыл ворота Санкт-Петербурга лидерам и мыслителям отовсюду.
Три с половиной года назад международное сообщество объединилось даже в более широком формате, и мы дали обязательство работать вместе в интересах всего человечества. Принятие повестки дня до 2030 года и 17 целей устойчивого развития было большим достижением. Это сейчас глобальные рамки для развития во всем мире.
Эта повестка дня содержит видение и чёткие критерии, она учитывает четвертую промышленную революцию, изменение климата, угрозы безопасности. Никогда ещё мы не имели такой универсальной стратегии, которая обеспечивает согласованность экономической, социальной и экологической политики. Это – «Повестка дня 2030», нужно, чтобы все участвовали в её осуществлении.
Устойчивое развитие – это наша обязанность перед будущими поколениями. Недавние доклады ООН свидетельствуют о том, что прогресс недостаточен. Нам необходимо понять, что все мы так или иначе ежедневно решаем вопросы устойчивого развития, однако времени в обрез, и шансы достижения некоторых из этих целей уже сейчас в опасности.
Так что же пошло не так? Я считаю, что есть две главные проблемы. Прежде всего финансирование. «Повестка дня 2030» обращает внимание на ряд элементов, которые имеют решающее значение для экологически устойчивого развития, но которые часто не замечают. Необходимо от 5 до 7 триллионов долларов США глобальных инвестиций каждый год (это 7–10 процентов глобального ВВП).
Год назад, выступая здесь, Кристин Лагард сказал, что в прогнозе мы видим «штормы». Она отметила, что чрезмерен национальный и корпоративный долг, отметила финансовую хрупкость, и что это приведёт к оттоку капитала из развивающихся стран, это может потрясти систему мировой торговли. 60 процентов глобального ВВП создаётся в частном секторе, и поэтому мы не можем сейчас рассчитывать лишь на государственное финансирование.
Я вижу, что здесь присутствуют не только лидеры бизнеса, но и лидеры политики. Поэтому давайте говорить о том, каким образом успешно совмещать государственные и частные ресурсы. Хорошо, что многие компании бизнеса готовы участвовать в этом, но пока ещё только 17 процентов компаний составили конкретные планы в этом отношении. Это значит, что нужны дополнительные усилия. Устойчивое развитие требует определенных рамок планирования и принятия решений в бизнесе. Словацкие компании пока имеют мало опыта в бизнес-развитии по сравнению с традиционными донорами, но мы стараемся.
На 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН председательствовала Словакия. Она выдвинула идею мероприятий на высоком уровне по финансированию целей устойчивого развития. Представители бизнеса, исследовательских центров, инвестиционных банков и нетрадиционных доноров обсуждали различные инициативы и наилучший опыт в преодолении барьеров на пути развития и инвестиций. На сайте ЮНКТАД, организации ООН по торговле и развитию, содержится отражение инструментария решения этих проблем – 40 примеров успешного опыта, которые постоянно обновляются.
Теперь я хотел бы обратить внимание на второй вопрос, а именно это вопрос коммуникации и установления горизонтальных связей.
В отличие от целей развития миллениума цели устойчивого развития относятся ко всем странам, не только к развивающимся странам. Решать эту проблему должна, собственно, не ООН. Нам необходимо лучше распространять цели устойчивого развития, нам нужно найти общий язык, который позволит преодолеть культурные и географические границы.
Канцлер Ангела Меркель сказала, что нам необходима совместная ответственность, а Президент Макрон сказал, что в момент, когда наша коллективная система распадается, именно сейчас она более всего нужна. Взаимозависимость должна быть фактором успеха, а не препятствием. Необходимо действовать в этом духе во всем мире.
В Словакии мы стремимся интегрировать «Повестку дня 2030» в наши долгосрочные планы развития. Мы связываем также цели устойчивого развития с нашим национальным планом инвестиций до 2030 года. Мы усиливаем финансирование устойчивого развития. Однако нам нужно иметь чёткое представление о том, какой мы хотим видеть нашу страну и всю Европу в предстоящие 10–20–30 лет.
Мы не можем в полном объеме выполнить цели устойчивого развития, и поэтому мы решили определить приоритеты осуществлении повестки дня. Мы организовали широкий процесс с участием целого ряда участников в духе «открытого правительства». Наша страна будет стремиться использовать свою роль и свои возможности лидерства в международных организациях для продвижения повестки дня устойчивого развития.
В настоящее время мы председательствуем в ОБСЕ и будем всячески способствовать достижению целей мирного, справедливого, инклюзивного общества, общества без страха и насилия. Я хочу сказать здесь со всей силой: не может быть устойчивого развития без мира и не может быть мира без устойчивого развития.
Мы поддерживаем серьёзный всеобъемлющий диалог государств, диалог с нашими партнёрами на национальном, региональном и международном уровнях.
Уважаемый Президент Путин! В прошлом году Вы призвали к достижению технологического прорыва и отметили, что «мы должны быть восприимчивы к инновационным идеям и технологиям, которые меняют жизнь людей, и которые определяют будущее страны и мира». Это я процитировал Ваши слова, господин Президент.
В мае 2019 года Словакия председательствовала на заседании министерского совета Организации экономического сотрудничества и развития. Цель – освоение цифрового перехода в интересах устойчивого развития. Необходимо полностью использовать потенциал цифровой эпохи, и использовать его в интересах всех. В моём выступлении на министерской сессии ОЭСР я говорил о необходимости цифрового гуманизма как решающей философской ориентации XXI века. Цифровой гуманизм означает, что люди, человек должны оставаться в центре внимания в процессе цифровой трансформации. Необходимо рассматривать это во всей совокупности в интересах улучшения жизни людей и сохранения нашей планеты.
Цифровой гуманизм направлен на то, чтобы человек смог достичь того, что казалось невозможным – использовать технологии в интересах всего человечества. И мы как политики должны создать такие возможности при уважении прав этики, фундаментальных свобод, демократических принципов и прав человека.
Словакия как промышленная страна должна также делать нашу промышленность более соответствующей виртуальному миру. 10 лет назад это казалось утопией, а через 10 лет это будет реальностью.
Как вести устойчивый бизнес? Для этого необходимо соответствующее образование молодежи с тем, чтобы её стиль жизни был устойчивым. Более 50 процентов населения мира сегодня моложе 30 лет, давайте помнить об этом. Молодежь играет центральную роль в развитии, молодежь – это фактор перемен, молодежь – это в то же время участники процесса экологических перемен.
Дамы и господа! Шансы на достижение некоторых из наших целей уже под угрозой. Необходимо действовать, необходимо действовать сейчас, и необходимо действовать вместе.
Большое спасибо.
С.Шеварднадзе: Спасибо, господин Пеллегрини.
Господин Генеральный секретарь, прошу Вас.
А.Гутерреш (как переведено): Уважаемый Президент Путин! Главы государств и правительств!
Дамы и господа!
Все – по протоколу. Я очень рад, что второй раз присутствую на этом авторитетном форуме в качестве Генерального секретаря ООН.
Я благодарю Президента Путина и народ Российской Федерации за организацию этого динамичного мероприятия.
Санкт-Петербург был местом, где произошли величайшие события XX века. Сегодня Санкт-Петербургский форум воплощает истину XXI века: глобальные вызовы требуют глобальных ответов. Ни одна страна, ни одна организация не могут добиться этого в одиночку. Нужны политические лидеры, нужны учёные, нужны филантропы, нужно гражданское общество, чтобы объединить усилия против общих угроз и в интересах общих целей. Вот почему мы собрались здесь.
На протяжении почти 75 лет система, которая сложилась после Второй мировой войны, спасала жизни людей, обеспечивала права человека и предотвращала скатывание к катастрофе. Но сегодня международное сотрудничество находится под огромным давлением. Ценности Устава ООН сегодня подвергаются вызову и угрозе. Я хотел бы подчеркнуть несколько императивов, которые имеют отношение к духу международного сотрудничества и, я надеюсь, к духу Санкт-Петербурга.
Первое – это справедливая глобализация, которая будет работать в интересах всех. Конечно, глобализация принесла много благ. Многие люди и сейчас уже перестали быть бедными, люди живут дольше, люди стали более здоровыми. Однако волна процветания и роста достигла ещё не всех, и остаются ещё очаги отчаяния. Есть голод, есть неравенство, особенно внутри стран. Уровень безработицы среди молодёжи в некоторых странах мира вызывает большую тревогу.
Проблема миграции. Мы видим недовольство почти повсюду. Замедляются темпы роста, и растёт напряженность в торговле. Финансовые рынки неустойчивы, растёт задолженность. Это ограничивает возможности государств в достижении своих целей, подрывает их возможности действовать в условиях кризиса. Необходима глобальная экономика, которая работает для всех, которая создаёт возможности для всех.
«Повестка дня 2030» указывает путь. Цели устойчивого развития – это план всего мира в создании более безопасного, более справедливого мира, с тем чтобы никто не оставался позади, с тем чтобы никто не отставал.
Но мы ещё не твердо встали на этот путь. Мы знаем, что работает, мы имеем определённые достижения, поэтому я призываю, чтобы к этому обязательству была проявлена полная приверженность. Конечно, очень важна политическая поддержка, но очень важна и роль бизнеса.
Второе. Мы должны признать чрезвычайное положение в плане климата. Мы проигрываем эту гонку – реальность кажется даже хуже, чем предполагали ученые. Мы должны также признать, что воздействие климата также проявляется и в конфликтах, например, в Суахилианском районе, в Африке. Это даже содействует и открывает дорогу терроризму, экстремизму.
Однако потепление ускоряется, а политическая воля, скорее, замедляется. Технологии на нашей стороне. Бизнес, гражданское общество всё больше понимают проблему, но отсутствие политической воли может привести к трагическим результатам. Нам нужна «зелёная» экономика, а не серая экономика, нужно научиться делать бизнес, нужно научиться генерировать энергию, строить города по-новому.
Это означает, что пора прекратить субсидии углеродному топливу, и необходимо понять, что у нас есть инструменты решения климатической проблемы. Действия по решению этой проблемы требуются сейчас. Поэтому я созываю в сентябре саммит по климату для того, чтобы мобилизовать намерения и планы государств. Нужны не речи, нужны конкретные действия, в том числе в плане финансирования. Я прошу, чтобы это было сделано не из какой-то щедрости, а исходя из просвещённого собственного интереса. Изменение климата – это крупнейший системный риск, который существует сейчас в мире.
Дамы и господа! Одна из главных ролей Организации Объединенных Наций – это умение смотреть за горизонт, определять как вызовы, так и новые возможности для нашего коллективного благосостояния.
В понедельник группа высокого уровня, которую я создал в прошлом году (её председателями являются Джек Ма – Alibaba, Мелинда Гейтс из Фонда Билла Гейтса), объявят рекомендации по будущему цифрового сотрудничества. Технологии продолжают менять наш мир от биоинженерии до искусственного интеллекта, анализа данных и «зелёной» экономики.
Цифровая экономика может дать мощнейший импульс нашему миру в решении целей устойчивого развития. Но технологии – это и вектор надежды, и источник страха. Мы знаем, например, как пострадает рынок труда, что многие рабочие места будут и создаваться, и ликвидироваться в результате искусственного интеллекта. Поэтому необходимы огромные вложения в образование. Но образование должно стать другим, не просто обучением, а учиться тому, как учиться, и учиться всю жизнь.
Нам необходимо также новое поколение социального обеспечения, для того чтобы люди, на которых глобализация влияет негативно, получили помощь.
Мы видим уже и такие проблемы, как кибератаки, угрозы неприкосновенности частной жизни и правам человека. Мы видим, что люди связаны как никогда, но в то же время интернет распространяет и язык ненависти. Половина населения мира, кстати, по-прежнему не в интернете. Мы должны преодолеть цифровое неравенство. Мы должны создать цифровой потенциал, с тем чтобы новые технологии были на нашей стороне как сила добра.
Дамы и господа! Возникают новые глобальные ландшафты, и в то же время остаются старые проблемы и угрозы. Мы живём в условиях странного парадокса. Наши вызовы глобальны, и их решать нужно только на глобальной основе. Ни одна страна, ни одна организация
в одиночку не могут найти необходимые решения, но в то же время многосторонний подход подвергается нападкам, общие цели подвергаются эрозии, растёт напряженность, нам угрожает глобальное потепление, но и угрожает глобальная политическая жара. И то, и другое опасно, и того, и другого можно избежать.
Мы медленно движемся к многополярному миру. Это само по себе весьма позитивное явление, но история свидетельствует о том, что многополярность сама по себе не гарантирует мир. Европа была многополярной 100 лет назад, но многосторонние рамки сотрудничества и решения проблем отсутствовали, результатом стала катастрофическая мировая война. Очень важно, чтобы многосторонние институты, многосторонняя архитектура и международные отношения основывались на международном праве.
В то же время необходимы новые формы сотрудничества с другими международными и региональными организациями. Нужна сеть многосторонних организаций и тесные связи с бизнесом, с гражданским обществом, с другими участниками процесса. Необходим инклюзивный многосторонний подход. Такая международная система нужна в XXI веке. Наша общая обязанность, обязанность ООН, обязанность всех вас показать, что нам это небезразлично, что международное сотрудничество может стать реальностью.
Поэтому я объявляю фундаментальные реформы ООН с тем, чтобы организация могла лучше служить миру и народам. И поэтому мы осуществляем также повестку дня разоружения, мы реагируем на угрозы экстремизма и терроризма. Мы вскоре обнародуем план действий по борьбе с языком ненависти. Мы должны заниматься прежде всего профилактикой конфликтов, мы должны, наконец, решать застарелые конфликты, которые вызывают такие страдания в мире.
Поэтому я призываю вас объединиться с ООН и объединить свои усилия с тем, чтобы решать те динамические проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня, с тем, чтобы построить мир, который будет лучше, который мы можем построить. Мы должны быть человеческой семьей.
В будущем году мы будем отмечать 75-летие ООН, 75-летие послевоенного сотрудничества. Я сторонник многосторонних подходов, я – инженер, люблю факты, и я считаю, что действительно только вместе мы можем решить наши проблемы, только вместе мы можем создать благо для всех.
Спасибо.
Продолжение следует.
Авторство: 
Копия чужих материалов

Комментариев нет:

Отправить комментарий