воскресенье, 22 февраля 2026 г.

Мы не воины, мы - торговцы.

               Завтра начинается великий пост, и, по обычаю, я в это время полностью перестаю интересоваться политикой и посвящаю свое внимание более достойным вещам. При этом (о чудо!) через полтора месяца я обнаруживаю, что мир совсем не изменился. И события, которые так остро желали, или наоборот так боялись, так и не произошли.

              Из чего можно сделать вывод, как мало стоит вся эта толкотня в ступе и повторение одних и тех же глубокомысленных глупостей различными политэкспертами. В то время как реальная жизнь проходит мимо.

              Поэтому прощаюсь с вами, товарищи до 12 апреля, надеюсь это не последняя моя публикация.

               Из актуального сегодня хотел бы обсудить мирные переговоры, которые Россия уже откровенно навязывает Трампу. А конкретнее сделку на 12 трлн.долларов, хотя вроде уже 14 трлн.долларов, которой будто бы Кирилл Дмитриев будто бы пытается соблазнить Трампа, чтобы он был посговорчивее по поводу Украины. И поскорее бы позволил завершить СВО без потери лица России, чтобы потом всем активно торговать, осваивать природные богатства, богатеть и развиваться… 

               Насколько все это серьезно, это что, реальный сценарий или полная ерунда, даже чисто в пропагандистском смысле? Какова реальная, а не умозрительная, цена «духа Анкориджа»?

              В настоящее время это уже перестает быть секретом.

              В самом вульгарном, но достаточно точном выражении, это –  взятка. Такую версию публикуют украинские СМИ. Проводится аналогия с выкупом Петра I после его поражения на реке Прут от турецкой армии, когда он, благодаря мудрости своей супруги Екатерины, откупился и был выпущен из безнадежного окружения, передав большое количество уникальных украшений визирю и потеряв при этом целый ряд предыдущих завоеваний России в этом направлении.

              Но есть тут и существенное различие. Путин вовсе не терпит военного поражения, наоборот, он имеет существенное превосходство на линии боевого соприкосновения.  Но зато у него нет денег, в отличие от Петра. Все эти триллионы чисто умозрительные активы, а вовсе не реальные сокровища в сундуках.

              Другая версия происходящего, противоположная первой, озвучена Пламеном Пасковым. По его словам стоимость разведанных природных ресурсов России, без учета Байкала, лесных угодий и Арктики в 2010 году составляла около 130 трлн.долл., то есть сегодня значительно превышает 200 трлн.долл.

              Очевидно, делает вывод Пасков, что отдав в концессию незначительную часть природных ресурсов России (меньше 10%), Россия имеет все возможности полностью демотивировать США, а затем и Европу в их поддержке Украины. Действительно, зачем тратить сотни миллиардов долларов в проект, который вряд ли будет иметь отдачу?

             Не лучше ли сотрудничать с Россией и получить необыкновенно привлекательные концессии? Они с лихвой покроют все высокорисковые инвестиции запада в этой войне.

             Для людей бизнеса все это вроде звучит вполне убедительно. Особенно если учесть предложение существенной доли в целом ряде уже действующих высокоприбыльных российских сырьевых компаний.

              Поэтому, чтобы развеять иллюзии, обратимся к матчасти. То, что Россия имеет колоссальные природные ресурсы, это правда. Но правда и то, что чтобы разработать эти ресурсы и превратить в реальные, работающие и высокоприбыльные предприятия, нужны тоже триллионы долларов. И далеко не всегда овчинка стоит выделки.

             Как пример, можно привести ситуацию с украинскими редкоземами, которую разбирал Николай Азаров. Еще в его время Украина рассматривала возможность их добычи, но оказалось, что на строительство комбината требовалось около миллиарда долларов. Более того, по тем ценам на конечную продукцию, когда они рассматривали этот проект он был выгоден, но по современным ценам, уже нет.

             Как мы помним, во времена Ельцина и как минимум до половины «нулевых» все природные ресурсы России были под контролем иностранцев.  И как-то не наблюдалось очереди желающих осваивать тайгу и тундру, строить там комбинаты и электростанции. Наоборот, очень большое количество производств, в том числе и добывающих, закрылось.

            Сегодня ничего не поменялось. Тем более для США, которые могут выбирать себе источники дешевых ресурсов из любых стран мира, причем не только ничего осваивать не требуется, сами производители умоляют купить, дерутся друг с другом за эту привилегию.

             Но вот нет, добрые пиндосы всех их проигнорируют и полезут в Сибирь или за полярный круг просто из-за большой и чистой любви к России. Видимо в этом и состоит дух Анкориджа.

             Не менее умилительно наблюдать на попытки купить американцев, предлагая им лакомые доли в российских компаниях. Нет, конечно, неглупо предлагать долю, даже контрольный пакет компании, человеку с деньгами и связями, в надежде, что он выведет её из неизбежного банкротства. Лучше хоть что-то, чем совсем ничего.

            Но нужно быть последним лохом, чтобы предлагать эту долю как раз тому самому рейдеру, который и спровоцировал её банкротство. Разумеется, рейдеру нужна компания вся целиком, с какой стати он будет делиться с недалеким и беззащитным лузером?

             В качестве другого примера приведу Льюиса Стивенсона, величайшего знатока менталитета англосаксов. Как известно, подлинный Сильвер-парламентер возник только после того, как он утратил корабль и большую часть пиратов, когда вся его авантюра окончилась плачевно. И тогда, используя заложника, он спас свою жизнь и даже прихватил с собою часть сокровищ. Так сказать, вошел в долю.            

            Но пока у него были все карты на руках, любые переговоры не имели смысла, говорили ружья. Точно так же и Трампу, а тем более США, нет никакого резона идти на переговоры там, где они могут диктовать условия. Им не нужна доля. Им принадлежит все.

           При этом российское руководство, в том числе и большое количество экспертов,  как будто мечтают вернуться в 90-е, когда «джинсы, дружба и жвачка» казались вполне разумным лозунгом. Мы же не враги, хорош воевать, давайте торговать! Мы даже готовы сами себя кастрировать ради этого!

            Вопиющую глупость и аморальность (ведь сотни тысяч людей погибли вовсе не шуточно)  всего этого можно несколько понять логически, используя «Скотный двор» Оруэлла. Концовка этой книги показывает, что свиньи, которые получили контроль над скотным двором смогли стать друзьями людей, их равноправными партнерами.           

            И это очень важный момент, который не понимает Н.Стариков и многие подобные ему, которые рассказывают о врожденной злокозненности англосаксов их имманентной русофобии.

            Чушь. Если даже свиней посчитали себе равноправными партнерами природные англичане, то тем более они будут иметь дело с русскими. Как имеют дело и впускают в свою высшую элиту индийцев или арабов.

             Проблема нашей элиты в том, что они слишком глупы, чтобы быть равноправными партнерами. Они наивны, доверчивы и аморальны. Они думают, что их предательство Кубы, Венесуэлы, Сирии и etc., пахан оценит. И не понимает, что у англосаксов «мертвые не кусаются», а слабых и трусливых бьют беспощадно.

            В общем, Путина могут спасти только репарации, и в ближайшее время, скорее всего, будет зафиксирована именно такая формула мира. Не совместное развитие и освоение природных богатств (разбежались!), а именно репарации и контроль США над экспортом России, аналогично тому, как это было недавно сделано в Венесуэле

            Любимец современной власти Николай II оставил Россию в безумной войне и с немыслимым и неподъемным долгом в золоте. Возможно и России дешевле расплатиться головою Путина за его косяки и не влазить в неподъемные долги. И уж тем более требует ответа вопрос, ради чего погибли сотни тысяч русских патриотов, самых настоящих, а не визуализированных.

             Статью хотел завершить немного переиначенной фразой из «5 элемента»: «мы не воины, мы – торговцы».

              Но по ходу и торговцы мы тоже никакие.

              Простите за невеселый контент. Другого нет.

воскресенье, 15 февраля 2026 г.

Россия проигрывает информационную войну.

               Сегодня, как в известной песне Макаревича, хочется воскликнуть: «перекресток, вот и я!». Или как в другой вещей песне Шевчука: «что же будет с Родиной и с нами?»..

             Россия снова находится на грозном перепутье, как это уже было в 1917, 1991 и 1999.  Не хочется вторить вражеской пропаганде, педалирующей тему агента Путина на службе Запада, но объективно в этом кризисе состоит прямая его вина.   

           Судите сами. Наибольшим подъемом в России ознаменовался 2008 год, знаменитое 080808, когда появилась надежда, что Россия встает с колен и перестает быть на побегушках у западных элит. В 2012 году возвращение Путина, после «плюшевого» Медведева на пост президента было воспринято с большим ликованием и надеждами.

          Но уже а 2014 году Россия потерпела крупное геополитическое поражение: она потеряла Украину. Хотя неумные российские политтехнологи подавали это событие как победу, как обретение Крыма. «Крым – наш!».

         Но не нужно быть крупным геостратегом, чтобы понять, что обретение Крыма подобно тому, как мальцу разрешают съесть вишенку на торте, тогда как весь остальной торт едят взрослые. И весь энтузиазм по этому поводу совершенно детский, ребяческий, как у школьников, сорвавших урок.

           Но России не просто дали съесть вишенку на торте. Вместе с  ней Россия заглотила и крючок. И теперь подобна гигантской рыбине из рассказа Хемингуэя «Старик и море», которая старается изо всех сил порвать леску и соскочить с крючка.  Но не для того ей дали сожрать такую заманчивую наживку умные рыбаки…

           К этому провалу можно присовокупить провалы в Сирии, Армении и Венесуэле. А так же огромное количество программ, вроде тех же «майских тезисов» Путина, которые закончились полным фиаско. Роснано, Роскосмос, Глонасс… Спорт и образование, медицина и импортозамещение.

           Неудивительно,  что подобно рыбине в 2022 году Россия попыталась опрокинуть лодку и старика, чтобы соскочить с крючка. Но терпеливый рыбак оказался куда умнее глупой и экзальтированной рыбины.

            Ведь именно в этом и заключалась основная цель СВО, почему, кстати, её все время так невнятно и расплывчато формулировали. Вовсе не захват Украины и восстановление Российской империи. А просто чтобы России простили её аферу с Крымом, сняли с крючка санкций и дискриминации и вновь отпустили в глубины мирового океана, где она бы рассказывала байки о своей свободе и суверенитете и подзюзюкивала других рыбок помельче не слушаться гегемона.

           Оттого это все постоянное заглядывание гегемону в глаза: не простил ли? Не готов ли вернуть былое расположение? И высокомерие ко всем остальным,  как у любимой жены к наложницам и женам второсортным.

           Поэтому сегодня, когда все политические и экономические союзы России начали рассыпаться при первых же трудностях и проверках на прочность, оказались такими же медийными «перемогами», как и вышеупомянутые технологические прорывы, у Путина не осталось ровно ничего, чтобы он мог предъявить публике как победу.

          И это означает, что Россия терпит поражение в информационной войне.

          Отсюда следуют истерики Соловьева, любимого пропагандиста Путина, а так же Лаврова, Царева и etc.

          При этом поражение именно информационное. Объективно дела России обстоят вовсе не так уж и плохо.

           На фронте Россия имеет существенное преимущество и при надлежащем упорстве и хорошем командовании вполне могла бы в обозримом будущем добиться существенных успехов. Ведь мобилизационный потенциал Украины крайне ограничен и даже при самой большой иностранной помощи фронт легко может посыпаться, возникнет паника и паническое бегство.  

             Причем это вполне можно сделать наличными силами, без всеобщей мобилизации, о которой говорили Стрелков или Пригожин. Не могу с ними согласиться. Бездарному командованию и всеобщая мобилизация не поможет, а даже скорее навредит.

             Тогда как тот перевес, который имеется, вполне достаточен для нанесения врагу поражения. В Великую Отечественную Красная армия проводила успешные наступательные операции, вовсе не имея существенного численного перевеса.

             Например, ВСУ уже неоднократно использовали тактику быстрого продвижения многочисленных штурмовых групп в тыл противника, с охватом населенных пунктов, окружением их, но избеганием прямого штурма укрепленных позиций. И только затем, против изолированных и лишенных снабжения укреплений русских начинались штурмовые действия.

             Российская армия на пятый год войны только отказалась от практики лобовых штурмов и перешла к практике полуохватов. Но все равно глубинные рейды остаются за рамками военного искусства ВКС РФ.

             В том, что война продолжается пятый год, лично я виню исключительно бездарность российских генералов, а вовсе не гениальность и особую военную выучку ВСУ или безлимитную иностранную помощь.

             Но, тем не менее, пока трудно предполагать, что на фронте может возникнуть реальная угроза безопасности России.

              Точно то же самое происходит в внутри России. Проблемы у экономики есть, и они будут нарастать. Но вряд ли они приведут к голоду и массовым отключениям  от тепла и электроэнергии. Вряд ли россияне будут жить хуже, чем в Северной Корее или Афганистане.

             Другое дело, что у россиян нет тех идей и сплоченности, как в этих странах. Даже Гитлер сумел сплотить нацию, до самого конца в Германии не было и намека на фронду, и пролетариат и буржуи отличались патриотизмом и самоотверженно работали на победу рейха. То же наблюдается и на Украине, знаменитой своими майданами и продажными чиновниками. Но что-то особо не видно в ней внутренних раздоров…

             Совсем не то в России.

             Я уже приводил пример, что во время Крымской войны Россия имела все шансы победить, потому что вражеская коалиция несла такие чудовищные расходы на содержание десанта в Крыму, что именно союзники экстренно нуждались в мире.

              Но смерть Николая I и приход к власти Александра II привели к подписанию последним унизительного мира, а также продаже Аляски и внутренним реформам.

               Поражение в русско-японской войне не привело к отставке Николая II, но тоже привела к унизительному миру и мощным потрясениям внутри страны, к революции, которая полыхала несколько лет.

              Не мое сравнение, но отдаю ему должное, сегодня Россия очень похожа на времена февраля 1917 года, когда абсолютно все население России ненавидело царя и именно в нем видело причину народных бед.  В том числе были и бездарные генералы, не способные одерживать побед на фронте, но оказавшиеся способными низложить царя, своего благодетеля.

              То же нам продемонстрировал и мятеж Пригожина. Когда оказалось, что открыто поддержать Путина некому. Все пропагандисты попрятались. Кроме разве что любителей-энтузиастов, вроде Бориса Первушина, которые понимали, что в такие грозные дни нужно даже ночевать на работе. Потому что это война, это информационный фронт, здесь нет отгулов и выходных.  

              А у нас уже традиционно в августе или на зимние каникулы все информационщики уходят на отдых,  и никакие катаклизмы, вроде захвата Венесуэлы или танкерной войны их не способны вывести из анабиоза.

             Не говоря уже на их хроническое запаздывание по любым информационным поводам, вроде того же украинского контрнаступления.

             Открытым признанием проигрыша в информационной войне является блокировка телеграмма и других мессенджеров.

             Если вернуться к аналогии с рыбиной, которая норовит соскочить с крючка, то Трамп вовсе не Зеленского принуждает к миру, а Путина. Причем неважно, Байден или Трамп, леску держит рука весьма профессиональная и цели от этого не меняются.

             Просто Трамп более эффективно переигрывает Россию и потому предлагает горазд более позорные условия для мира, чем ожидали.  Для того чтобы Путин соскочил с крючка, достиг своих целей в СВО

             Развилка такая. Продолжение войны на годы, всеобщее обнищание в России, вступление в войну других европейских стран и с большой вероятностью ядерный финал этой истории, который полностью обнулит потенциал главных конкурентов США.

              При этом не стоит переживать за Лондон. Зная изворотливость англичан, они скорее всего даже войдут в союз с Россией против Европы, как и американцы, чтобы наверняка гарантировать свою непричастность и безопасность. И дадут Путину попиариться, какой он великий комбинатор и стратег.

             Хотя основными организаторами и бенефициарами этой войны, как и обычно,  являются именно они.

             Этот вариант наиболее вероятный и не зря вся Европа готовится именно к нему. Причем смена Трампа на нового Байдена здесь абсолютно ничего не изменит.

              Но есть и другой вариант, который в данных условиях наиболее разумен. Это мирное соглашение, которое позволит закончить войну и соскочить России с крючка санкций. Именно на него и уповали российские переговорщики, наивные, думали им дадут сохранить лицо.  

              После стольких жертв и разрушений Россия не может быть принята в сообщество западных стран как ни в чем не бывало. Поэтому в этом мирном соглашении не стоит рассчитывать не то что на Херсон или Запорожье, тут как бы Крым не потерять.  

              России придется признать провал СВО, подписать унизительный мир, а Путину уйти в отставку, как это сделал некогда Ельцин, когда устал. Либо по сценарию Николая II.

              Таковы условия второго варианта, когда Россия отказывается от своих имперских амбиций, возвращается в общество западных стран и свободной торговли.

              Лично мне этот вариант кажется оптимальным только потому, что я не верю, что современное руководство России дееспособно, а тем более способно одержать победу в крупнейшем геополитическом противостоянии с весьма серьезным противником. Обновления России, которого многие ждали, не произошло, а на победу без этого рассчитывать безрассудно.

               Это подобно тому, как Николай II, проиграв японцам, решил, что зато может победить германцев. Поэтому уход Путина и взятие на себя всего негатива и ответственности за последствия СВО было бы самым здравым выходом из текущего положения.

               Хотя и крайне маловероятным.

 

суббота, 7 февраля 2026 г.

Процесс пошел.

 

              Сегодня происходят события, грандиозность которых может сравниться только с развалом СССР или установлением миропорядка по итогам второй мировой войны.

              Главной темой общественного дискурса является список Эпштейна, огромное количество компрометирующей информации на всю глобальную элиту, ставшее доступной массовой публике.

             Но, как ни странно, крайне немногие задаются вопросом: «кто это сделал?» Кому после стольких лет процветания этого острова наслаждений потребовалось все это похерить, причем таким грубым и безжалостным способом, порождая целую чреду личных и институциональных катастроф, 

             В качестве последней можно привести британскую монархию, которая переживает труднейшие за многие столетия времена и, не исключено, что этот глупый инцидент сможет похоронить то, что не смогли сделать целая чреда революций и войн.

            Не говоря уже о том, что так и остается неизвестным настоящий бенефициар и мозговой центр проекта Эпштейна, как, впрочем, и то, что запланировано прийти ему на смену. Очевидно, что это некая тайная комбинация и борьба западных и израильских спецслужб на службе финансовых магнатов, более-менее конкретная информация отсутствует.

           Вполне определенно можно только констатировать, что вместе со списком Эпштейна будет ликвидирован и старый мировой порядок, точнее вынута его ключевая «скрепа», которая может и не очень эстетично, но зато вполне надежно и практично обеспечивала целостность западной элиты, её взаимную коммуникацию, доверие и соблюдение неписаных правил.  

           По моей версии, именно Трамп решил сорвать этот стоп-кран и запустить самоуничтожение старой системы. В немалой степени потому, что сам он является аутсайдером в политической гонке в США, и в самое ближайшее время рискует превратиться не только в хромую утку, но и политического заключенного.   

            Поэтому он и предпринимает одну авантюру за другой. Цирк с пошлинами, захваты танкеров, шантаж и прямые попытки государственных переворотов в Венесуэле, Иране, Китае…  Отсюда вытекает и ситуативная дружба с Путиным, которая несомненно тут же закончится, как только Трамп разделается со своими внутренними врагами и угрозами.

             Но на данный момент то, что происходит в США, очень похоже на перестройку СССР. Когда ясно было только одно: «процесс пошел!» Но никакого понимания будущего или плана преобразований советская элита не имела. Только «гласность» и публикация разного рода отвратительного компромата, нередко довольно грубо сфабрикованного, чтобы дискредитировать существующий политической строй и его элиту.

            Отметим также, что хотя советский народ в массе своей отнюдь не приветствовал перемены, именно партийная элита больше всего радовалась перестройке. Что надоевший элите «научный коммунизм» и «марксистско-ленинская философия» будут выброшены на помойку, и мы заживем «как люди». При этом никакой общественной и интеллектуальной дискуссии не было. Один маразм сменился другим маразмом, привычный народ безмолвствовал.

             Похожее происходит сегодня и на Западе. Прогнившую и всем надоевшую скрепу вынули, но в результате общество не оздоровилось, а посыпалось, начало разваливаться. Современный запад все более разделяется на автономные кластеры, а идеи глобализма и мировой торговли и разделения труда на глазах уходят в историю.

            Хотя буквально вчера, во времена ковидной пандемии, именно диктатура западных управленческих и финансовых элит казалось неизбежным будущим планеты.   

            Сегодня мир сваливается в аналог 30-х годов прошлого века, когда вместо марксизма и космополитизма, после провала первого проекта мировой революции или как тогда называли мондиализма, началась эпоха националистических и фашистских режимов.

             Трамп сознательно идет по этому же пути. Вероятно его мозговой центр и спонсоры прекрасно понимают, что именно таковы тенденции и требования современного мира. Хотя значительная часть западной элиты, которая не впишется в новый мир, будет выброшена на помойку, точно так же как некогда инструкторы и парторги КПСС.

             Но в сравнении с советской перестройкой, американская перестройка имеет очень существенное отличие. Если в 90-х года американские спецслужбы хорошо понимали опасность бесконтрольного распространения ядерного оружия бывшего СССР и предпринимали самые решительные меры для недопущения приватизации и распродажи советского ядерного арсенала, то современное руководство России в этом отношении весьма инфантильно.  

           Было заявлено, что американская страна не обратилась с предложением о продлении договора СНВ3, но идея самим активно выступить с такой инициативой, причем максимально энергично и со всем приличествующим моменту нагнетанием в СМИ и пафосом, в голову не пришла.

            Хотя информационный повод для пиара, да и просто хорошего и полезного дела превосходный. Вместо этого Россия предпочитает очередной раунд тягомотных и бесперспективных переговоров по поводу Украины. Хотя в том же Анкоридже было бы гораздо уместнее говорить о ядерном сдерживании и глобальной безопасности, а не о судьбе заурядного диктаторского режима одной далеко не самой выдающейся страны. Причем не только в мировом, но даже в европейском масштабе.

             Все это открывает двери в новую эпоху империалистических войн, причем их основной особенностью станет применение тактического ядерного оружия. Именно так я расцениваю заявления подавляющего большинства как западных , так и российских экспертов. На редкость единодушных по этому вопросу. И сильно напоминающих партаппаратчиков, воодушевленно разрушавших КППС и не понимавших, что рубят сук на котором сидят.  

           «Старый договор устарел и не отвечает требованиям современности…». «Отмена договора является позитивным явлением…»  «Это была плохая сделка».  И т.д.

            Увы, в этом мире остается надеяться на адекватность элиты разве что Китая.

            И, как вишенка на торте, маленькая, но очень знаменательная. Илон Маск отключил «старлинк» на фронте, что тут же привело к дезорганизации и потере управляемости с обеих сторон. Хорошо, что это произошло неожиданно также и для украинской стороны, иначе последствия для наших бойцов были бы самими катастрофическими.

            В этих условиях, о какой победе вооруженным путем можно говорить? Завтра ВСУ снова будут иметь полное превосходство в космической разведке и системах связи. А это решающие факторы успеха в современной войне.

            Никакой капитуляции Украины и победы в СВО России не светит.

             Если же к этому добавить массовое закрытие малого бизнеса в России в связи с прямыми налоговыми диверсиями, то нашу победу в СВО заберут у России прямо из под самого носа, как это уже бывало десятки раз в истории.  Так же можно вспомнить, что сегодня некоторые сделали открытие, что мигранты вовсе не возникают сами по себе, как плесень или паутина, а вполне целенаправленно кем-то завозятся. При этом все больше источников достаточно аргументировано предвещают  серьезные экономические проблемы в России в этом году. Ну и, наконец, покушение на убийство генерала Алексеева, от которого тянутся следы к Гиркину и Пригожину, к его пассивной роли и почти соучастии в приснопамятном мятеже Пригожина…

            Вы спросите, какое отношение имеет эта вишенка к предыдущему торту?

            Самое непосредственное. Глобалистская и антинародная элита России точно так же обречена жрать саму себя, как это происходит в Европе и США. Идет тотальная смена менеджеров, потому что старые оказались беспомощными перед новыми вызовами, в основном идущими от развивающегося, а не загнивающего мира.  Ковидная диктатура и зеленая деиндустриализация накрылись медным тазом. И все величие и мощь запада сегодня болтается на одном последнем тонком и уже изрядно перетертом канате доллара…

            Время Байденов прошло. И России тоже нужны новые лица. Ведь не зря же Пригожин повернул ЧВК не на Киев, а на Москву.

           Потому что ликвидация Зеленского, даже вкупе с Будановым, Сырским и всей Верховной радой вовсе ничуть не ослабит украинский сепаратизм. Скорее даже усилит, вольет новую кровь.

           А вот перезагрузка в Москве как раз гарантировано поставит мат не только украинскому сепаратизму, но и западной экспансии во всем мире.

           Процесс пошел.