четверг, 12 сентября 2024 г.

О церкви.

          Даже когда я был неверующим человеком, мне было очень обидно за то, что наша церковь такая маленькая. Католиков и мусульман – полмира, а православных какая-то смешная горстка.

          По данным Википедии христиане составляют 33% от всего населения мира, мусульмане – 23%. Это многие и многие миллиарды.

          И в том числе количество верующих 15 православных автокефальных церквей составляет жалкие 200 млн. человек (от 180 до 227 млн., данные за 2010 год).

          Как сказал бы Швондер, «это какой то позор!»

           Из этих соображений я долгое время достаточно равнодушно относился к православной церкви. Пусть я родился в православной стране, но это вовсе не значит, что Бог – Христос, а православная вера лучше других.

          Как сказал бы Шварцнеггер: «какие будут ваши доказательства»?

          И мне казалось странным, что истинная вера может быть в таком загоне, тогда как подавляющее большинство людей на земле верит в нечто иное, причем нередко несовместимое. Если Бог действительно есть, то как получается, что ему верна такая жалкая горстка? И притом из этих 200 млн. еще нужно поискать тех, которые действительно верны…

          Даже красная идея коммунизма, при всей своей очевидной наивности, сумела охватить полмира и до сих пор популярна во многих странах. А тут великая идея прихода Спасителя на землю не может увлечь за собой по-настоящему даже население одной страны…

          Статья во многом родилась из мысленной полемики с теорией К.Маркса насчет экономических формаций. Кто сказал, что рабство экономически нецелесообразно? Ведь раб – это капитал хозяина, поэтому он заботится о его питании, здоровье и образовании. Да, бывали времена, когда количество военнопленных резко снижало цену на рабов, но квалифицированные рабы всегда высоко ценились, больше того, быть рабом у богатого хозяина было примерно как сейчас иметь высокооплачиваемую работу и должность в престижной фирме по сравнению с каким-нибудь фермерством или частной шиномонтажкой.  

          Но главное не в этом. Даже в самые развитые времена «рабовладельческого» строя, количество рабов не превышало четверти от общего количества населения. Примерно такая же доля рабского труда была и ВВП страны, то есть называть Рим или Грецию рабовладельческими можно только весьма условно. Это скорее справедливо в отношении избирательного права и политической системы, но не экономики и быта.

            Настоящий рабовладельческий строй возникает как раз в царской России. Где более 90% населения представляли собой закрепощенное крестьянство, причем положение их было нередко хуже римских рабов или илотов в Греции.

           Какие там Сатурналии? Крестьян продавали, обменивали на собак, мучили и издевались. То есть К.Маркс весьма далек от истины, с ростом производительных сил производственные отношения вовсе не обязательно прогрессируют, а нередко очень даже наоборот.

           И времена античности могут показаться образцом цивилизации и развития культуры и гуманизма по сравнению с реалиями царской России, о которой сегодня столько ностальгируют. Прочитайте про «бабий бунт» в Севастополе в 1830 году (ссылка, но лучше в книге «Севастопольская страда»), это прекрасный образчик воровства, карьеризма и полного равнодушия к простому народу.

           Скажете, а какая связь между К.Марксом и церковью?

           А в том, что так получается, что К.Маркс ближе к Богу, чем эта церковь. Маркс активно обличал эксплуатацию и несправедливость. А церковь (здесь сошлюсь на мнение историка Е.Спицина) благополучно приветствовала закрепощение крестьян. И сильно протестовала против их освобождения Александром II. И если вдобавок вспомнить радость церковников по случаю отречения царя и упразднения Синода, возобновлению патриаршества на Руси!

           Видно сильно досаждал царь церковникам, вмешивался в их кухню, не давал наслаждаться жизнью.

           Мало кто задумывается, но еще с XI-XII века церковь сделалась крупным землевладельцем, в её владения входили не только поля, леса и  водные угодья, но и люди, которые были заняты подневольным трудом на благо монастырей и священства. После реформ Петра церковь получила еще статус министерства в правительстве, без справки об исповедании и причащении невозможно было занять мало-мальски видного места в Российской империи.  

          В общем, римский папа в тем времена мог лопнуть от зависти, как и любые муллы, шаманы и жрецы всех альтернативных религий. Но верности своему царю-благодетелю у православных священников от этого не прибавилось.

           Равно как и любви к своему народу. И если во времена крепостничества не было слышно голоса священников, долг которых в первую очередь не храмы строить а возвещать Божью правду, обличать все самодурства чиновников и помещиков того времени, издевающегося над крестьянством. Так и после революции было больше беспокойства, как бы сберечь свое барахло, храмы и ризы, нежели о том, как быть идейными лидерами и законодателями мнений в новую, совершенно изменившуюся  советскую эпоху.

            Как-то не приходилось читать в истории человечества, чтобы где-нибудь католики, мусульмане или любые другие религии, в том числе папуасские, резали своих жрецов и разрушали храмы. Чужих, иноплеменных – это понятно, но свои своих?

            И только в Православной и Святой Руси народ с завидной регулярностью расстреливает попов и поджигает храмы. Вот и сегодня на Украине уже с уверенностью можно сказать, что всякое православное сопротивление сломлено, что надежда только на помощь извне, а в самой Украине скорее всего будет поиск некоего компромисса, чтобы священству, сохранив лицо, выполнить все, что ему укажет безбожная власть.

           Недавно праздновали Макковеев. Ни один священник не вспомнил, что в случае безбожной власти пример Макковеев требует браться за оружие и эту саму власть свергать.

           Только слышно: «Вся власть от Бога».

            Все священники как один призывают молиться за Украину и всячески демонстрируют свою лояльность украинскому режиму. В общем, пример царя и большевиков никого ничему не научил.

             Ведь не Сталин и не Ленин уничтожали церковь. Кто они по сравнению с Богом? Они лишь его орудие, причем достаточно умное и избирательное. Уничтожали церковь свои же прихожане, у которых попы были негодными пастырями. «Овцы против пастуха».

            Точно такие же «христиане» сегодня требуют закрытия УПЦ. Вчера здесь их крестили и венчали, сегодня же они гонят «московских попов» как врагов народа.

             И вот здесь мы подошли к диагнозу болезни. Из сказанного видно, что наша Русская православная церковь смертельно больна. Если вспомнить притчи Иисуса Христа о фарисеях, то наши ортодоксальные христиане дадут фору древним фарисеям по всем пунктам. И по части лицемерия и равнодушия, и по алчности и сребролюбию, и по полному отсутствию ревности о боге, банальной трусости.  Напомню, древние иудеи распяли Христа, но не побоялись воевать с Римом. Нынешние их коллеги готовы кланяться кому угодно.

           Сначала я думал назвать эту ересь ересью конформизма. Но потом подумал, что лучше подойдет более хлесткое и точное название: ересь холуйства. Её суть заключается в полном оправдании своего бездействия, лености и трусости Божьей волею, дескать, на все воля Господня, нам нужно только терпеть и смиряться. А всех, кто с этим не согласен, обвинять в гордыне и самолюбии.

           На это хочется сказать следующее. Зачем же, когда болит зуб, вы идете к врачу? Когда женщина готовится к родам, идете к гинекологу и, если это необходимо, делаете кесарево сечение. Вы что в Бога не верите? Помолитесь, и все будет нормально!

           Или что жалуетесь, что зарплата маленькая, а цены высокие? На все воля Божия! Молитесь!

           Это и есть пример вопиющего лицемерия. В обычных делах, когда это выгодно и полезно, священники проявляют изобретательность и здравомыслие. Но только не когда нужно реально принести Богу жертвы правды, лишений, а иногда и крови.

             Вот один из примеров. Покойный Дмитрий Смирнов, замечательный русский священник, но, тем не менее, в упор не видел ничего плохого в роскошных атрибутах жизни  у некоторых священников. Например, дорогой автомобиль.

            Чисто с практической точки зрения дорогой автомобиль это не просто красивая безделушка. Это огромные и непродуктивные расходы на его содержание и эксплуатацию. Мой знакомый однажды купил такой автомобиль (и не очень дорогой – Опель «Вектра»). Один раз съездил в Киев, попал в колдобину, поменял деталь за пару тысяч долларов и продал его от греха подальше.

             Только дурак будет работать на содержание своего автомобиля, а сам жить в общежитии и не иметь даже запасной пары целых носков…  В общем, это одна из детских болезней юношей, которые вырываются из семьи и выше всего ценят восхищение противоположного пола.

              Кто бы мог подумать, что этой болезни могут быть подвержены немолодые священники?

               Меж тем апостол Павел своим личным примером показывал, что священник должен работать и своим трудом зарабатывать себе на жизнь. Мало ли было денег у Павла? Ему тысячи людей отдавали деньги, вырученные от продажи своих имений.

               Но что Павел понимает? Все православные священники считают, что их работа – Богу молиться, а иметь нормальную профессию  - дело излишнее. Во многом из этого следует то, что ересь холуйства порождает ересь отсталости. Лень и самодовольство приводят к тому, что именно наша страна вся время плетется позади научно-технического прогресса, а единственное время, когда она вырвалась из этого порочного круга – было временем тотального безбожия и выдворение церкви на маргинальные задворки.

             Здесь так же раскрывается ответ на вопрос, который наверняка периодически мучает всякого русского человека. Почему мы вечно отстающие? Почему мы вечно догоняем Европу, Запад, монголо-татар, сегодня Китай? 

              Трижды мы выходили в мировые лидеры (во времена Владимира и Ярослава, во времена Александра I, взявшего Париж и во времена Сталина, когда СССР стал передовой мировой державой). Но каждый раз после этого мы быстро сваливались в долгосрочную смуту и варварство.

             Почему?

             Потому что наша Православная церковь не выполняет свою роль. Потому что она погрязла в ереси холуйства.

              Справедливости ради нужно сказать, что она нам досталась по наследству от Константинополя. Там точно так же от могущей империи, включающей в себя кроме Балкан Турцию, весь Ближний Восток и добрый кусок Северной Африки в результате «упования на волю Божию» остался жалкий огрызок Константинополя, который и был разрушен крестоносцами. 

             Причем в последние времена люди массово постригались и шли в монастыри тысячами, ища себе убежища от мира, вместо того чтобы поднять свою драгоценную пятую точку, взять руки меч и пойти драться за богоугодное дело.

              В общем, если церковь кардинально не изменится, если не начнет активно бороться с этой ересью холуйства и пофигизма, отсутствия ревности к Богу, не будет ни церкви, ни России. Не поменяется и не возродится Россия, если церковь будет по-прежнему гнилая.

              И теперь, прежде чем дать рецепт лечения болезни, несколько примеров, свидетельствующих о правильности моего жесткого диагноза.

 

  1. Когда Константин Паустовский хоронил своего отца, он решил захватить с собой священника, чтобы исповедовать и причастить умирающего.

     При этом дамба, которая связывала остров, на котором был умирающий, покрылась водой, начался ледоход, поездка была связана с очень большим риском для жизни. Он пытался найти православного священника, но абсолютно все священники тогдашнего  Киева отказались.

      И спасать умирающую душу рискнул польский ксендз и еврей-возница. Чуть не погибли, но исповедали и причастили умирающего.

       Нужны комментарии?

 

  1. В Украине наблюдается перепроизводство священников. Например, рукополагаются даже такие одиозные фигуры, как Михаил Добкин (ссылка), тогда как, например, Андрей Ткачев был вежливо отстранен от служения.

    Но и среди тех людей, которые я знаю, очень неплохих людей, наблюдается одна и та же проблема. Священников очень много, а приходов мало.

     Вот только не понимаю. Это когда было такое, чтобы на Голгофу была очередь? И неужели непонятно, что в последние времена статус священника автоматически подразумевает мученичество, как минимум исповедничество. О чем думают все эти люди?   Понимают на, что подписываются? Или думают, что Бог им будет только сладкую жизнь обеспечивать?

        Сегодня, когда настали на Украине времена мученичества и исповедничества, вот вообще не видно этого избытка пассионарности, энергии и ревности по Боге от этого избытующего количеством украинского священства.

        Я уже умолчу об апостольской миссии: и Украина, и весь мир погряз в безбожии, а у нас для священников не находиться работа???

        Может церкви реально требуется безбожный, но профессиональный менеджер, в стиле Петра I, который смог бы навести элементарный порядок?

 

  1. Из примеров бардака в церкви. Сколько смотрю календари постов и праздников, все время различная информация. Понятно, что большие праздники и посты совпадают, но в каждом приложении или печатной продукции есть существенные различия по строгости поста (допустимо ли масло, рыба или требуется сухоядение).

    Из всего этого я делаю следующий вывод. В подавляющей массе своей православные люди либо вообще не постятся, либо относятся к посту весьма легкомысленно.

     Как мне сообщили знакомые из Польши, там люди очень своеобразно постятся в Великий пост. Они по средам и пятницам не мясо едят, а рыбу. И если кто-то из православных посмеется над таким «детским» постом поляков, то я с этим не соглашусь.

     Зато они это делают массово. А у нас массово вообще никто не постится, хотя формально у нас самая строгая и правильная традиция.   

      Неужели трудно разработать универсальный календарь? Причем один для мирских людей, максимально легкий, возможно даже с сыром по средам и пятницам, согласно традиции X-XI веков (Слово Феодосия к князю Изяславу). Другой более суровый для белого священства и третий –  для чернецов, как основа, понятно что в каждом монастыре могут быть ещё более жесткие традиции.

     И мы перестанем быть посмешищем для католиков, мусульман и иудеев, у которых посты с нашей точки зрения смешные, но зато они их реально блюдут.

       Но ещё более важно навести порядок в молитвословах. Когда утренние и вечерние  молитвы занимают 30-40 страниц текста, с ними поступают как с предыдущим примером поста. Не молятся вообще.

         Между тем любому мирскому человеку вполне достаточно выполнять правило Серафима Саровского и читать утром и перед сном три основные молитвы (Отче наш 3 раза, Богородице радуйся 3 раза  и Символ Веры). А все эти молитвы от сглаза и всяких страхований гораздо больше похожи на магию, чем на христианство.

        Я уже молчу про книжки про подготовку к причастию, в которых отсутствует сам покаянный канон и последование ко святому причащению…

        Во всем этом я вижу признаки мертвости, нежизненности нашей религии. Как тренер по плаванию, который не умеет плавать, а бассейн без воды…

 

  1. Если во время Илии Господь соблюл несколько тысяч верных, то сколько их сегодня в мире и на Украине (из этих википедических 200 млн)? Явно меньше критического числа, раз ангел отошел от нас!

 

      И, напоследок, как обещал, расскажу, что нужно делать.

      В пример поставлю, удивитесь, римского папу и мусульман. При всех своих недостатках и искажениях веры, именно к ним благоволит Господь, именно у них и паства, и влияние и мир. Так как они не вошли в ересь холуйства.   

        С самого начала римский папа активно вмешивался в политическую жизнь в мире. Он отлучал от церкви неугодных королей и императоров, везде посылал своих вездесущих легатов, организовывал крестовые походы, а потом и завоевание Нового Света.

        Да, главным призом во всем этом было власть и влияние. Но помимо этого христианская вера распространялась по всему миру, пусть и огнем и мечом. А всякие самодуры короли и императоры, вроде Людовика XIV, получали себе в противовес своего кардинала Ришелье.

         Это современные болтуны-эксперты любят говорить о том, что нужно множество ветвей власти, судебная, журналистская, центральная, местная, парламентская, президентская…  

         В реальной же жизни есть только всласть цезаря-императора. Эту власть может уравновесить и проконтролировать только власть духовная, отвечающая за правду и справедливость. Власть мулл или католических священников. Если цезарь не боится Бога, то пусть хотя бы боится кардинала или аятоллу.

         И там, где священство выполняет эту свою важнейшую духовную и нравственную задачу, в стране неизбежно мир, процветание и научный прогресс. Стоит ли говорить, что это мало относится к нашей православно церкви?

        Оттого в то время, как Константинополь все ужимал свое влияние, бравые и отчаянные крестоносцы волна за волной разбивались о редуты мусульманства. Сегодня подобная жалкая роль уготована и Москве.

         И это не моя мысль, а Дмитрия Смирнова. Москва в течение нескольких десятилетий станет мусульманской столицей. Если мы не начнем изменять нашу церковь и не победим ересь холуйства и конформизма.

         У нас есть избыток тел священников, раз протоирею Андрею Ткачеву не нашлось храма на Украине. И есть страшный дефицит голосов и проповедей священников, особенно по самым актуальным вопросам, таким как СВО, запрет УПЦ и вообще раскол и упадок 15 православных автокефальных церквей, невозможности их выживания, если они по-прежнему будут пытаться выжить каждая сама по себе.

           Главное преступление священника не нарушение поста, блуд или кривая молитва.

           Главное преступление священника – это молчание. Иначе говорить будут камни.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий