четверг, 4 января 2024 г.

О пацанах и чушпанах.

              Нашумевший фильм «Слово пацана» вызвал большое обсуждение в обществе, но как-то не услышал правильных выводов. Поэтому берусь за клавиатуру.

.             Во-первых, самое очевидное. Уже хорошо, что наша кинопродукция становится более зрелищной, чем голливудские и оскароносные блокбастеры. Это свидетельствует о настоящем переломе в идеологической войне, что гораздо важнее взятия не только Бахмута, но даже и Киева.

                 Не менее очевидно то, что надсмехательство над государственными символами, такими как коммунизм или мумия Ленина, как раз и приводит к таким странным явлениям как подростковая преступность и уголовная романтика. Причем, не тоже ли самое было в 1930-е годы в СССР, когда миллионы беспризорников и малолетних преступников фактически терроризировали мирное население?

                Не это же ли происходит и с современными США и Европой, неспособными справиться с волнами мигрантов? А ведь все начинается с разрушения государствообразующих символов (демократии, свобод и законопослушности в США, идеалов мирного и упорного труда в Европе).

                То есть даже плохая и ущербная государственная идеология, при уважительном к ней отношении, создает устойчивость и мир в обществе, а там где все позволено, начинается хаос.

                 Далее хочу перейти к менее заметным, но не менее важным вещам, талантливо подмеченным фильмом. А именно, что основным материалом для подростковых банд были дети из неблагополучных семей и проблемные школы. Если ещё точнее, то горячих и остро чувствующих всякую несправедливость юношей толкала в руки преступности их полная невостребованность как дома, так и в школе. При этом их родители искренне прилагали все усилия, чтобы дать своим детям все, что только в их силах. Как может быть, чтобы талантливый музыкант и уже почти взрослый парень из неполной семьи в свои годы так и не научился пожарить картошку, а не то, чтобы приготовить еду для всей семьи? Но об этом чуть позже.  

              Все эти проблемные дети не чувствовали искренней любви и заботы родителей и учителей, наоборот, видели только осуждение, недовольство и прямое унижение. Оттого и шли в объятия улицы, где среди таких же как они и стремились найти понимание и настоящую, а не сопливую любовь и верность.

             Примерно то же самое искали малолетние нигилисты из семинарий и гимназий, которые потом устроили Октябрьскую революцию.

              То есть проигрыш семьи и школы в борьбе за детские души ведет к катастрофе всего общества. И это даже более важная передовая борьбы со злом, нежели линия Купянск, Авдеевка, Работино. Кому будет нужна победа России в войне, если наши дети выберут ценности пацанов, а не чушпанов?

                И это ещё один комплимент в отношении создателей фильма. Правда, до конца его я я ещё не досмотрел, но первые 6 серий показывают, что люди хорошо вникли в тему.

                А тема такая. Что представляет зло с точки зрения наших идеологических противников? Это нечто карикатурное, несерьезное.  Вроде фантомаса или доктора зло, всяких воландемортов и сауронов. Ни и соответственно средство против такого зла точно такое же мультяшное: супергерои, капитан Америка, маска, человек-паук…

                 Но также несерьезно зло было показано и в советских фильмах. Разумеется, они поднимались выше «Питкина в тылу врага», но даже самые серьезные фильмы рассматривали Гитлера, фашизм и украинский национализм только как некоторое недоразумение, как сумасшествие отдельного человека, которого достаточно изолировать и все наладится.

                 По этому же пути шли и поздние советские кинокартины, которые вроде и поднимали важные темы разных семейных и социальных неурядиц, но предполагалось, что сейчас появится бравый и положительный комсомолец, и выметет всю эту гниль пролетарской метлой.

                 Только откуда родиться такому комсомольцу, если общество насквозь прогнило и полностью поглощено гонкой за комфортом и успехом?

                Теперь в кино иная тенденция. И американские режиссеры («Волк с Уолл-стрит», «Остров проклятых», «Не смотрите наверх») тоже начали пытаться относиться ко злу серьезно, а не панибратски, как к какому-то курьезу или недоразумению. Что оно страшно, отвратительно и губительно для всего общества.

                 И именно с этой точки зрения фильм «Слово пацана» вызывает аплодисменты. Он показывает зло во всей своей неприятной правде, во всей бескомпромиссности и бесцеремонности.

                 И в завершение пару слов о лечении.

                 Очевидно, что проблемы, с которыми уже сталкивался Антон Семенович Макаренко в своей колонии им Ф.Э. Дзержинского, когда из тысяч совершенно отпетых и неграмотных уголовников делал замечательных и успешных советских людей, нужно решать используя его же методы. Лучших в мире нет и не будет. 

                 Только подходы Макаренко могут наглядно объяснить пацану, что быть чушпаном гораздо круче, ответственнее и просто лучше, чем самым авторитетным пацаном.    

                 Все его подходы упоминать здесь будет неуместно. Упомяну только главный: трудовое воспитание. То от чего почему-то очень далеко и давно отошли и не понимают что это смерть для нормального воспитания ребенка. Что это смерть для всего общества.

                Предмет труда в школе важнее урока богословия. Именно привычка и любовь трудиться, созидать, растить и ухаживать за животными превращает человека из потребителя в созидателя делает его подобным Богу.

                 Не зря все эти урки из фильма терпеть не могут всякий труд, я тоже это многократно отмечал в жизни. Умение и, главное, отсутствие негативного предубеждения к труду, к владению шваброй и тряпкой, лопатой и топором, кельмой и кисточкой, все это дает любому человеку (но особенно молодому) хорошую прививку от всех психологических болезней, от подростковой преступности до эмоционального выгорания в среднем возрасте.

                 Именно регулярный физический труд и выезды на картошку были хорошими подспорьем в превращении «говна нации», советской интеллигенции в нечто общественно приемлемое.

                 Если бы Ивлева и Киркоров регулярно убирали каждой осенью буряки и капусту, глядишь бы король эстрады хотя бы внешне начал бы напоминать нормального и здорового человека.

                Причем очень важно, чтобы дети не просто имели возможность трудиться в школах и интернатах, но имели свой честный заработок. Например, в моей школе мы некогда делали заказы (сбивали ящики для овощной базы), но за работу получали оценки, тогда как прибыль шла в лучшем случае на благо школы. И это не имело никакого воспитательного эффекта.

               Нет ничего в мире лучше против пацанской и уголовной романтики, чем честно  заработанные деньги и интересный и созидательный труд.

                Только так чушпаны становятся круче пацанов, а воспитание учителей и родителей выходит за пределы обычной болтологии и чтению моралей.

                 Альтернатива сказанному – это то что есть сейчас. Дети, живущие за счет родителей в 40 и 50 лет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий