Велики и непостижимы суды
Твои, посему ненаученные души впали в заблуждение.
Ибо беззаконные, которые
задумали угнетать святой народ, узники тьмы и пленники долгой ночи,
затворившись в домах, скрывались от вечного Промысла.
Думая укрыться в тайных
грехах, они, под тёмным покровом забвения, рассеялись, сильно устрашаемые и
смущаемые призраками, ибо и самое потаённое место, заключавшее их, не спасало
их от страха, но страшные звуки вокруг них приводили их в смущение, и являлись
свирепые чудовища со страшными лицами.
И никакая сила огня не
могла озарить, ни яркий блеск звёзд не в состоянии был осветить этой мрачной
ночи.
Являлись им только сами
собою горящие костры, полные ужаса, и они, страшась невидимого — призрака,
представляли себе видимое ещё худшим.
Пали обольщения волшебного
искусства, и хвастовство мудростью подверглось посмеянию, ибо обещавшиеся
отогнать от страдавшей души ужасы и страхи, сами страдали позорною
боязливостью.
И хотя никакие устрашения
не тревожили их, но, преследуемые брожениями ядовитых зверей и свистами
пресмыкающихся, они исчезали от страха, боясь взглянуть даже на воздух, от
которого никуда нельзя убежать, ибо осуждаемое собственным свидетельством
нечестие боязливо и, преследуемое совестью, всегда придумывает ужасы.
Страх есть не что иное, как
лишение помощи от рассудка.
Чем меньше надежды внутри,
тем больше представляется неизвестность причины, производящей мучение.
И они в эту истинно
невыносимую и из глубин нестерпимого ада исшедшую ночь, располагаясь заснуть
обыкновенным сном, то были тревожимы страшными призраками, то расслабляемы
душевным унынием, ибо находил на них внезапный и неожиданный страх.
Итак, где кто тогда был
застигнут, делался пленником и заключаем был в эту темницу без оков.
Был ли то земледелец или
пастух, или занимающийся работами в пустыне, всякий, быв застигнут, подвергался
этой неизбежной судьбе, ибо все были связаны одними неразрешимыми узами тьмы.
Свищущий ли ветер, или среди густых ветвей сладкозвучный голос птиц, или сила быстро
текущей воды, или сильный треск низвергающихся камней, или незримое бегание
скачущих животных, или голос ревущих свирепейших зверей, или отдающееся из
горных углублений эхо, всё это, ужасая их, повергало в расслабление.
Ибо весь мир был освещаем
ясным светом и занимался беспрепятственно делами; а над ними одними была
распростёрта тяжёлая ночь, образ тьмы, имевшей некогда объять их; но сами для
себя они были тягостнее тьмы.
А для святых Твоих был
величайший свет. И те, слыша голос их, а образа не видя, называли их
блаженными, потому что они не страдали.
А за то, что, быв прежде
обижаемы ими, не мстили им, благодарили и просили прощения в том, что
заставляли переносить их.
Вместо того, Ты дал им
указателем на незнакомом пути огнесветлый столп, а для благополучного
странствования — безвредное солнце.
Ибо те достойны были
лишения света и заключения во тьме, потому что держали в заключении сынов
Твоих, чрез которых имел быть дан миру нетленный свет закона.
Когда определили они избить
детей святых, хотя одного сына, покинутого и спасли, в наказание за то Ты отнял
множество их детей и самих всех погубил в сильной воде.
Та ночь была предвозвещена
отцам нашим, дабы они, твёрдо зная обетования, каким верили, были благодушны.
И народ Твой ожидал как
спасения праведных, так и погибели врагов, ибо, чем Ты наказывал врагов, тем
самым возвеличил нас, которых Ты призвал.
Святые дети добрых тайно
совершали жертвоприношение и единомысленно постановили божественным законом,
чтобы святые равно участвовали в одних и тех же благах и опасностях, когда отцы
уже воспевали хвалы.
С противной же стороны
отдавался нестройный крик врагов, и разносился жалобный вопль над оплакиваемыми
детьми.
Одинаковым судом был
наказан раб с господином, и простолюдин терпел одно и то же с царём: все вообще
имели бесчисленных мертвецов, умерших одинаковою смертью; и живых недоставало
для погребения, так как в одно мгновение погублено было всё драгоценнейшее их
поколение.
И не верившие ничему ради
чародейства, при погублении первенцев, признали, что этот народ есть сын Божий,
ибо, когда всё окружало тихое безмолвие и ночь в своём течении достигла
средины, сошло с небес от царственных престолов на средину погибельной земли
всемогущее слово Твоё, как грозный воин.
Оно несло острый меч —
неизменное Твоё повеление и, став, наполнило всё смертью: оно касалось неба и
ходило по земле.
Тогда вдруг сильно
встревожили их мечты сновидений, и наступили неожиданные ужасы; и, будучи
поражаем — один там, другой тут, полумёртвый объявлял причину, по которой он
умирал: ибо встревожившие их сновидения предварительно показали им это, чтобы
они не погибли, не зная того, за что терпят зло.
Хотя искушение смерти
коснулось и праведных, и много их погибло в пустыне, но недолго продолжался
этот гнев, ибо непорочный муж поспешил защитить их; принеся оружие своего
служения, молитву и умилостивление кадильное, он противостал гневу и положил
конец бедствию, показав тем, что он слуга Твой.
Он победил истребителя не
силою телесною и не действием оружия, но словом покорил наказывавшего, воспомянув
клятвы и заветы отцов.
Ибо, когда уже грудами
лежали мёртвые одни на других, он, став в средине, остановил гнев и пресёк ему
путь к живым.
На подире его был целый
мир, и славные имена отцов были вырезаны на камнях в четыре ряда, и величие
Твоё — на диадиме головы его.
Этому уступил истребитель,
и этого убоялся: ибо довольно было одного этого испытания гневного.
Вы только что прочитали 17 и 18 главу
премудростей Соломона. В ней рассказывается, каким именно образом Господь
прогнал народы, чтобы утвердить семя Израиля на Сионе. Похоже, тем же самым
методом он будет лечить и наше нечестие. - Jack
Комментариев нет:
Отправить комментарий