Сначала я лишь хотел написать комментарий к предыдущей статье. Когда речь шла о том, что Россия даровала независимость Ионическим островам, я не упомянул важный нюанс. Она не просто даровала независимость, но учредила республику, сам Ушаков помогал составить основное законодательство этой страны.
Вот такой номер! В то время как мы привыкли, что запад и демократия одно и тоже, а царское самодержавие и самодурство тоже идентичны, реальность оказывается совсем другой! Самодержавие России вовсе не мешает учреждать республику, а демократическая витрина революционной Франции, Англии или Германии почему-то не мешает грабить и цинично эксплуатировать все народы или территории, однажды попавших под их влияние.
То есть во времена Ушакова, когда ципсошная пропаганда только показывала первые ростки, простым людям было вполне очевидно, что для такой большой и великой (не в смысле размеров, а в смысле роли в мировой истории) страны, как Россия, наиболее подходящей формой самоорганизации является империя и император. А вот для Ионических остовов, с населением в несколько сот тысяч человек, империя избыточна, им наиболее подходит формат республики. Как и всяким там швейцариям или лихтенштейнам.
Но эта тема достойна более глубокого развития.
В сознании современного человека, особенно русского, зашито стойкое предубеждение против самодержавия, ещё со времен декабристов. Это предубеждение воспитывала и советская пропаганда, приписывая все успехи России талантливому народу, а все поражения – глупым царям-самодурам, без которых Россия была бы гораздо более великой и процветающей.
Это примитивное представление и есть тот самый идол, верование, с которыми я и обещал бороться, создавая этот блог.
Раньше мы раскрывали эту тему с точки зрения завета царя и народа, освященного Богом. Сейчас рассмотрим с чисто практической и прикладной.
Само слово «империя» с латинского переводится как «общее дело», то есть когда несколько предприимчивых людей собираются вместе для некоего полезного предприятия и общей пользы. Именно так представляли свою империю древние римляне, которые, как известно ненавидели любые формы тирании и даже после Цезаря и Августа сохраняли демократические институты, пусть и лишенные фактической власти.
То есть, строго говоря, «империя» не есть самодержавие. Империя – это такая идеология, когда люди объединяются вместе для общего процветания и благоденствия и формируют определенные органы управления, законности и самозащиты. Так изначально граждане империи и были её воинами, не зря «патриций» и «всадник» означали одно и тоже.
Это очень важно понимать, потому что со времен Кропоткина и Бакунина (как и сегодня псевдоиндийского Ошо лондонского разлива) сложился устойчивый стереотип (идол!), о вредоносности власти. Власть противопоставляется остальному народу, утверждается, что власть – это аппарат насилия, принуждения, подавления свобод. Власть собирает налоги, мобилизует на войну, может посадить в тюрьму, запрещает говорить на определенные темы…
Это и есть конец идеологии «общего дела», то есть абсолютно нормального понимания власти, как органичной части общества, очень важной и полезной его части, не чего-то чуждого и враждебного.
Так же здесь хочу лишний раз продемонстрировать всем, кто воображает, что отсутствие идеологии это нормально, «идеология не нужна». Идеология есть всегда, просто человек, который не привык задумываться на эти серьезные темы, прямо связанные со смыслом жизни и самоидентификации, обречен поклоняться всяким смешным скифским бабам. И рано или поздно за это станет стыдно и мучительно больно. Как писал Н.Островский.
Подобную чушь, весьма похожую на каменную бабу, прививала нам и марксистско-ленинская философия. Мы привыкли всю историю мира делить на рабовладельческий, феодальный и капиталистический периоды, причем последний будто бы самый прогрессивный.
И потому не знаем, что в Риме было самое настоящее гражданское общество, что не то что смертная казнь, но даже публичное наказание для гражданина Рима была невозможна. Даже за государственную измену. Да и рабов в Риме было немного (по оценкам не более 25%) и они не играли никакой особой роли в экономике древнего мира. Их роль была в основном в части слуг, уборщиков и даже учителей и распорядителей, тогда как основной продукт для потребления предоставлялся колониями.
В общем, все как в современных США и Европе.
А вот как раз развитие капиталов и транснациональных корпораций и привело к тому, что государство стало вдруг враждебным для своего населения. Хотя именно оно защищает людей от произвола этих корпораций… Но пойди это расскажи кому-нибудь!
Ведь даже
коммунистические представления исходят из этого нелепого верования
борьбы труда и капитала. И полного непонимания идеи империи, как раз таки
бесклассового общества, где все работают на общую пользу, недостижимой социалистической мечты, идола всех революций и террора. Не было классовых противоречий в Древнем Риме,
царской России, СССР, как сейчас в Китае и Индии. Где именно государство
является основным подрядчиком, заказчиком, врачом, учителем и ученым. Где люди живут большой семьей, в которой да, (о ужас!) есть жесткая иерархия.
Пока в СССР и США военные заказы и наука были в ведении государства, эти страны были недосягаемы во всех отношения. Как только наукой и безопасностью начали заниматься частные структуры, над самим существованием этих государств стали появляться весьма существенные угрозы.
Иными
словами, империя подразумевает идею общенародной собственности, главным
распорядителем которой является император и верховная власть, а затем и разные
подрядчики, но власть всегда имеет право
забрать собственность у нелояльного и
вредного для общего для всего народа дела управителя и отдать тому, кто
будет честно служить интересам империи, то есть общему благосостоянию народа. И это главный критерий для оценки и самой власти тоже.
Самое интересное, что для любого древнего римлянина написанное здесь показалось бы сплошным общим местом, всем известной банальностью. Современному человеку оно может показаться откровением или даже очень вредной ересью.
Сколько же нелепых верований в современном мире! Кто из современных людей знает, что ненависть к власти тождественна ненависти к самому себе и самоубийству?
И сколько раз за последние 100 лет мы это делали?
Комментариев нет:
Отправить комментарий