среда, 24 июля 2019 г.

Зачем ходить в церковь?


      Не мне, конечно, рассуждать о таких великих вещах, но уверен, что мысль правильная.
      Многие задаются вопросом, зачем ходить в церковь, исповедоваться. Да и что говорить на исповеди, какие у нас грехи? Не убиваем никого, не воруем, не пьем, не сквернословим. А если ещё и имеем благополучную счастливую семью, детей, друзей, сохраняем верность своему супругу/супруге, заботимся о родителях, то какие у нас могут быть грехи?
      Здесь лучше использовать язык притчи. Нужно ли убирать свой дом (или квартиру) каждый день? Вовсе не обязательно. Но как минимум раз в неделю стоит сделать хорошую уборку.
      Нет, можно это делать и реже. Раз в месяц или раз в полгода. Особенно если у вас нет детей, к вам не ходят гости, да и вы особо не сорите, живете очень тихо и спокойно. Но как бы то ни было, если не делать уборку совсем, слой пыли и грязи обязательно станет со временем весьма неприглядным. Появится устойчивый неприятный запах. При этом сами вы этого не почувствуете – только прихожие –, так как грязь накапливается очень медленно, человек привыкает и вовсе не замечает грязи и вони, в которой он живет каждый день.
      Более того, если в такой квартире сделать простую, но тщательную влажную уборку, возникает ощущение сделанного полноценного ремонта.
      Вот поэтому и положено ходить в церковь раз в неделю. Да, большинство грехов для нас невидимы и нечуствительны, как незаметна однодневная пыль. Но тот, кто перестает бороться с такой пылью очень скоро сталкивается с новым уровнем грязи, в соответствии с «окнами Овертона», а если проще, новыми этапами разложения человека, его толерантности к мерзости.
      Помимо еженедельной уборки в квартирах принято делать генеральную уборку. Их обычно делают 1 раз в несколько месяцев, несколько раз в год. Такими уборками являются таинства соборования и евхаристии, покаяния и исповеди. Слишком часто их делать не следует, чтобы уборка все-таки оставалась генеральной, особенной и отличалась от ежедневного и еженедельного делания. Исключение здесь те случаи, когда кто-то сильно испачкался и очень хочет очиститься.
      Здесь аналогия следующая. Представим, что в нашей квартире произошла неприятность, например, в ней был пожар и она вся покрыта сажей.  Или в ней было разлито некое зловонное вещество, жили бомжи, нечто завонялось и протухло и пропитало запахом все стены и мебель. Такими неприятностями бывают в жизни человека смертные грехи – убийство, воровство, прелюбодеяние, гордыня.
       В квартирах в этих случаях делают ремонт. Подобным ремонтом души являются церковные посты, которых целых четыре в году. Во время таких постов люди отвлекаются от мирской суеты, соборуются и часто причащаются. И здесь тоже видна аналогия: во время ремонта люди обычно не живут в ремонтируемом помещении, а перебираются к знакомым или родственникам, т.е. отстраняются от обычного образа жизни.
       Помимо многодневных постов, существуют и однодневные посты по средам и пятницам. Они сродни техобслуживанию автомобилей или санитарным дням продовольственных магазинов: если их не соблюдать, то неизбежна скорая поломка или риск распространения грибка или инфекции. В результате чего к следующему посту можно прийти в весьма плачевном состоянии, или вообще отпасть от церкви.
     Здесь уместен ещё такой вопрос. А зачем Бог так создал наши дома, наши тела и души, что их нужно непременно регулярно убирать? Ведь звери не моются и не убирают в своих норах или гнездах. Большинство живых организмов не нуждается в техобслуживании, в отличие от механизмов, созданных человеком.
     Зачем Бог создал грязь? Не лучше ли было бы, если бы мир был стерилен и абсолютно безопасен, чтобы мы жили посреди чистоты? Очевидно, мы были бы в таком мире гораздо чище, может даже безгрешны.
     Грязь создает нам возможность выбора. Святость без возможности выбора не является святостью, это – рабство.
     Казалось, ну какой может быть выбор между грязью и чистотой, между счастьем и страданием, между любовью и злом. Но почему же мы тогда каждый день выбираем грязь? По одной единственной причине: мы её не видим, не ощущаем. Никто добровольно не полезет в зловонную яму, никто не согласится с обманщиком, если будет ясно видеть подлый обман.
     Вот таким живым напоминанием, о том, что такое мир без грязи и является церковь. Эталоном чистоты, сравнение с которым дает нам ощущение собственной нечистоты и потребности покаяния. Человек, далёкий от церкви, не ведает, что такое грязь. Едят лягушек, улиток, слизней, тараканов. Не умываются и не моют руки. А то и вообще не моются, как в средневековой Европе.
      И дело здесь не в гигиене. Нередко такие замазуры оказываются гораздо здоровее чистюль, соблюдающих гигиену и чистоту. Дело в норме жизни, в красоте бытия, то, из чего и являются производными любые «культурные ценности». И об этой красоте мало говорить, её нужно чувствовать, регулярно приобщаться к ней.
      Вот зачем люди ходят в церковь. Только она дает нам возможность ясно видеть грязь и обман этого мира и противостоять ему.

2 комментария:

  1. При всем уважении, Валет, я в церковь не хожу уже лет десять, после того, как батюшка на освящение квартиры зашел а в дом - не разбуваясь... Многие церкви знавать не пришлось, но их настоятели оставляют желать лучшего, поэтому поддержу лишь предпоследний абзац. Да и вообще, этот термин "Бог" настолько заезжен.... Предпочитаю слово - Совесть, хоть у каждого она и своя, но скорее она или есть, или ее нет! И каждый, у кого есть совесть, сам с себя спрашиаает ежесекундно за деяния свои. А все наши попы в рясах.... Совесть/создатель/ да просто нечто, что причастно к существованию и рождению всего что нас окружает, не дано понять вемь замысел/цель этого.

    ОтветитьУдалить
  2. А зачем же было звать чтобы святить? И врачи не всегда руки моют, но мы же зовем скорую? И врачи, и священники разные бывают.
    Он же не в грязных сапогах был, после себя грязи и следов не оставил? Есть дома в которых вообще не принято разуваться. Кино видели про жизнь аристократов? Замучишься разуваться, если в доме 3 этажа и 20 комнат.
    А у священника может быть десятки вызовов в день, в разных местах города, замучишься разуваться. Да и не уверен что это принято согласно обряду. Вот к вам приедет президент в гости. Вы будете тоже требовать его снять туфли и ходить босиком? Или и так будете рады?
    Опять скажу, зачем звали? Чтобы Бога в дом впустить или чтоб дела свои важные порешать? Если второе, правильно Батюшка не разувался.

    ОтветитьУдалить