В продолжение предыдущей статьи хочу предложить вашему вниманию рассуждения по поводу ещё одной важной тенденции современного капитализма. Это тенденция избыточного капитала, или более ёмко и выразительно, о кукурузном тренде.
Предыстория вопроса такова. Никогда Никита Сергеевич Хрущев ликвидировал МТС. То есть специализированные технические предприятия, укомплектованные квалифицированными механиками и водителями, которые на договорных началах с колхозами занимались уборкой урожая.
А так как страна у нас большая, климат везде разный, то и уборка урожая происходит не одновременно, а волнообразно, как домино, то есть одни и те же тракторы движутся по всей стране и убирают урожай по мере его созревания.
Вместо этого теперь каждый колхоз должен был приобрести свои собственные сельскохозяйственные машины, которые почти круглый год стояли без дела, а когда в них, наконец, приходила нужда, они отказывались заводиться. Представляете себе, какая колоссальная и бессмысленная растрата ресурсов? Её не компенсируешь никакими урожаями и трудовыми подвигами. Что и давало западной прессе кучу поводов торжествовать по поводу советской глупости и бесхозяйственности.
Если к этому добавить целую армию комбайнеров и механизаторов, которые работали от силы месяц в году, с учетом посева и вспашки, получается картина маслом.
Но если вы думаете, что это все проделки затейника Никиты Хрущева, вы глубоко ошибаетесь. Сегодня такое ощущение, что все экономисты и топ-менеджеры – небрачные дети Никиты Хрущева.
Например, ОСББ. Разве это не то же самое, что и ликвидация МТС? Когда на место специализированных и ответственных структур приходит множество прожорливых нахлебников? Которые, да, способны поставить домофон и покрасить стены в подъезде, но заниматься серьезным ремонтом и плановым обслуживанием инженерных сетей просто не имеют необходимых компетенций и техники.
Как будто покрасить стены и побелить потолок на своей лестничной клетке сами жильцы уже не в состоянии.
А разве не то же самое происходит с солнечными и ветряными электростанциями? Это не просто бесполезная и экологически вредная растрата природных ресурсов, но и прямой вред системе стабильного и надежного энергообеспечения.
Современный мир поражает обилием совершенно бессмысленных инвестиций. Например, криптовалюты, токены или прочие электронные активы. Мало того, что все это чистое «поле чудес» где современные буратино чувствуют себя продвинутыми инвесторами. Но ведь это приводит к колоссальному и абсолютно непроизводительному потреблению ресурсов, в первую очередь электроэнергии.
Не говоря уже о содержании целой армии паразитов, которые абсолютно ничего полезного не приносят обществу.
Еще одним таким вопиющим примером непроизводительного использования природных ресурсов является шеринг самокатов. Если на то пошло, вся эта компания по переходу транспорта сначала на дизтопливо, потом на газ, а потом на электротягу не имеет ровно никакого экономического объяснения, как просто желание продлить видимость процветания капитализма, создать ему новые рынки для роста.
Но шеринг самокатов в стране, где только началась война, где население массово эвакуируется, где ежедневно звучат тревоги… И кто-то закупает несметное число самокатов, которые стоят буквально на всех тропинках.
Меня особенно зацепило, когда я споткнулся о самокат, стоящий на крутой и неосвещенной в темное время суток пешеходной дорожке в частном секторе. С учетом того, что здесь нередко спускаются велосипедисты, этот самокат представлял реальную угрозу здоровья и даже жизни людей. Я отбросил его далеко в кусты. А затем узнал, что эти самокаты регулярно топят в речках, причем не только у нас, но и в Европе, например Сене.
То есть агрессивная, навязчивая и неадекватная программа навязывания этого сервиса была чуть ли не мировой тенденцией. Сейчас как будто успокоились, бессмысленно потратив на все это дело миллиарды долларов и нанеся немалый вред природе этими дурацкими утопленными самокатами.
Перечислять можно бесконечно. В качестве последнего примера приведу пример, как в городах чуть ли не ежегодно меняют брусчатку и бордюры на тротуарах. Хотя до того бордюры и асфальт лежали по 50 лет и особого ухода не требовали. Я уже молчу про гранитные мостовые, которые лежат ещё чуть ли не со времен Екатерины II.
Все это из разряда создания китайских металлургических производств в каждом селе во времена Мао Цзэдуна. Только китайцы поумнели, а мы сильно поглупели, поддавшись глобальному кукурузному тренду
Что происходит и кому это выгодно?
Проблема в том, что современная экономика и технология достигли такого уровня, что ограничение производства покупательной способностью населения перестало работать. При реальной необходимости, мировая экономика легко может увеличить производство почти всех продуктов в разы.
Это во времена СССР партия хвасталась советскому народу ростом надоев и тонн выпущенного металла. Капиталистическая система поступает умнее и жизнеспособнее, она вуалирует реальную стагнацию производства громадным количеством фейковых активов и инвестиций.
Чтобы разобраться, вспомним немного историю вопроса. Еще во времена древнего Рима или Египта могущество империи во многом зиждилось на возможности неограниченной эмиссии серебряной или золотой валюты. Но когда рудники Иберии или верховьев Нила, или горных районов Индии становились недоступными, иссякали, или их захватывали другие народы, империи тут же приходили в упадок.
Эту же проблему описывает и классическая политическая экономия, говоря о систематических экономических кризисах перепроизводства, имманентных капитализму.
Современная западная экономика благополучно решает эту проблему неограниченной эмиссией доллара, что позволяет поддерживать денежную массу и покупательную силу населения на необходимом уровне, чтобы не допускать продолжительных и разрушительных рецессий.
И тут необходимо отдать должное немецкому экономисту Сильвио Гезеллю придумавшему понятия свободных денег и свободных рынков, которые потом и были взяты на вооружение американцами. А также нашим русским экономистам, например Александру Нечволодову или министру финансов Канкрину, благодаря которым аж до 1905 года русская экономика работала на основе бумажного рубля, т.е. была передовой, пока её не посадили на поводок золотого стандарта.
А первопроходцем в этом вопросе следует считать как минимум Чингисхана, потому что именно в его империи широкое распространение получили расчеты ханскими расписками, заменяющими физическое золото, которое возить по степи за тысячи километров было весьма опасным и трудоемким занятием.
Здесь я не претендую на полноту знания истории финансов, просто хочу показать, что современные гениальные финансовые технологии никакой принципиальной новизной не отличаются.
Итак, есть прекрасные производственные возможности и технологии. Есть возможность эмиссии экономически обоснованного и технически необходимого количества платежных средств.
Почему же вместо того, чтобы производить дорогие и качественные органические продукты, рынки завалены пальмовым маслом, трансжирами и прочими заменителями нормальной пищи?
Почему срок полезной службы почти всех промышленных товаров сократился до нескольких лет, хотя ещё недавно автомобиль, холодильник или пылесос без всяких проблем работали многие десятилетия?
Почему у нас все больше одноразовых товаров, хотя ещё вчера зажигалка «Зипо» давала пожизненную гарантию, и это казалось эталоном капиталистического качества?
Неужели не очевидно, что самые экологически полезные источники электроэнергии – это дрова, потому что лес улучшает климат и поглощает углекислоту. А вовсе не литиевые аккумуляторы, которые вообще не являются источниками энергии.
И наконец, весь этот химический хлам одноразовой посуды и упаковочных материалов, какая от него общественная польза? Ну, кроме имитации бурной экономической активности.
Кукурузный тренд – это и есть современное главное и очень несовместимое с жизнью противоречие капитализма. Именно его преодоление определит лицо будущего общества, его политическую экономию.
У социализма с высочайшим уровнем демократии и морали нет альтернативы.
Кто достигнет этого, тот и имеет билет в будущее. В условиях избыточного капитала требуется организовать не только технологичное производство, но и умное потребление.
Но об этом мы уже поговорим завтра.
Комментариев нет:
Отправить комментарий