среда, 26 февраля 2025 г.

О наказании.

             Сегодня предлагаю порассуждать о наказании.

             Зачем Бог придумал боль и страдание, лишения и неприятности, злоключения и неудачи? Неужели невозможно, чтобы сотворенное Им, благим, жило в довольстве и долгоденствии, здоровье и благодати? Как все мы некогда, в детстве, в первые дни летних каникул…

             Или может Он не благ?

             Ответ на этот непростой вопрос, который сбивает с толку миллионы и отводит от церкви и Бога, начну с присказки.

              Любой человек без исключения, если будут оскорблять или обижать его жену, дочь или мать, издеваться и насиловать, применят самые жесткие меры в отношении обидчика. Как минимум даст по голове и, возможно, даже не один раз. 

              Даже если трусость и слабохарактерность не позволят ему этого сделать, вряд ли кто-то посчитает это достойным поступком. Он всегда будет понимать, что поступил низко и подло, это ляжет несмываемым пятном на его совести и вряд ли он когда-либо станет хвастаться своим поступком.

             Забегая вперед, отметим, что  когда в подобных случаях закон осуждает такого защитника, это как раз пример технологии расчеловечивания и богоборчества. Во всех древних и не таких уж и древних обществах сама суть охраны правопорядка состояла в том, что обиженный получал лицензию на отмщение.

              Так, почти во всех странах мира, сели муж убивал любовника своей жены, он был неподсуден. А в США, как известно, была даже профессия «охотника за головами», который приводил в исполнение заочно вынесенный приговор преступникам.

              В общем, не думаю, что читатель будет спорить с идеей, что защита близких ему людей от насилия и поругательства есть дело благородное и святое. И любые максимы, вроде «все от Бога», «смиряйся и терпи», «возлюби ближнего» здесь неуместны.

               Но почему-то, когда ругают и оскорбляют церковь, а тем более самого Христа, почему-то мы не спешим дать в глаз обидчику. В отличие от тех же мусульман.

               Наоборот, мы тут же начинаем вспоминать те самые слюнявые заповеди: «на всё воля Божия», «главное молитва и пост», «это наказание за грехи наши», «покайтесь».

               Думаю, суть присказки понятна. Очень часто бывает, что нужно не тратя много времени на уговоры, попросту дать в глаз супостату, а иногда и взять автомат. Как некогда Святой Николай дал хорошую затрещину Арию.

               И эта затрещина оказывается более богоугодная, чем всякие посты и молитвы.  

               Но в чем таки суть наказания?

               Ответ на этот вопрос дал Антон Семенович Макаренко. Который, хоть и атеист, успешно перевоспитал не одну тысячу отпетых уголовников и малолетних преступников в порядочных и высоконравственных людей. И чем он не апостол?

              Мало кто знает, но в 30-е годы прошлого века всерьез рассматривалась перспектива массовой утилизации этих подростковых банд, так как перевоспитание их казалось совершенно безнадежным и немыслимым делом. А кормить миллионы тунеядцев в тюрьмах тоже было не по силам молодой Советской власти.

              И здесь мы приходим к ключевому моменту «Педагогической поэмы» и нашей статьи. В чем был поворотный момент, когда не такие уж и малолетние преступники, наконец, признали авторитет Антона Семеновича и стали его слушаться? Фактически стали его первыми апостолами и во многом именно благодаря их усилиям колония им.Горького начала свое восхождение к успеху.

              Антон Семенович ударил человека. Своего воспитанника. Вопреки всем канонам педагогики и слюнявых экспертов. И именно это сработало.

               И сработало не потому, что воспитанники испугались. Чего им бояться маленького и худосочного интеллигента в пенсне? Здоровенный детина в свои 16-17 лет легко мог бы избить незадачливого педагога. Но вместо этого они его зауважали.

               Почему? А помните «Белое солнце пустыни»? Когда Павел Артемьевич дает товарищу Сухову дымовую шашку, чтобы подкурить папиросу?             

               Это вовсе не шутка и не стеб. В те сложные времена нужно было очень быстро и точно ориентироваться в людях. И ошибка, как правило, грозила смертью, если в круг своих проникал враг и провокатор.

               И, оказывается, смелый и решительный человек уже почти друг. А трус всегда враг. Несмотря на все прекраснодушные и возвышенные речи.

              Точно так же любые педагоги и проповедники яйца выеденного не стоят, если не готовы ради своих убеждений взять в руки автомат или сжать кулаки. Потому что одно дело вещать в уютной аудитории в кругу поклонников, а другое – в камере с уголовниками и рецидивистами.

             Именно среди урок и бандитов проверяется суть человека. И очень часто получается, что за прекрасными словами и идеями кроется мелкая, тщеславная, трусливая и гнилая душонка.

             И может среди слезливых и экзальтированных баб она ещё имеет шансы на успех, но среди сильных и волевых личностей она смиренно занимает свое законное место возле параши.

            Это, кстати, главная из причин, почему Христос так любил именно блудниц и разбойников, и так же жестоко обличал людей законопослушных и, казалось, богоугодных. Он знал их истинное место.

            Возвращаясь к присказке, блудница, которая готова расцарапать лицо богохульнику, или разбойник, который не побоится вступиться за Христа, гораздо милее Богу, нежели молитвенники и постники, которые в трудную минуту от него отрекаются.

           Теперь мы можем ответить на вопрос, а зачем Бог создал наказание.

            Потому что без наказания мы бы никогда не смогли бы уважать Бога, видеть в нем не просто сильную личность и чужую волю, с которой нужно считаться. Но, главное, мы бы не знали, что он готов на любые жертвы ради своих убеждений, в том числе обречь нас на страдание, наступив на горло своей любви к нам.

           Как во всей Библии многократно указывается, что сыновей нужно наказывать и даже бить, в отличие от слуг и рабов. Если хочешь вырастить достойного сына, а не размазню. И если хочешь, чтобы он уважал тебя, а не относился как к прислуге.

           Есть, конечно, исключения из этого правила. Авель, Енох, Илия, Иоанн и многие другие великие.

            Но смыть тщеславную и многословную шелуху, обнажить реальное нутро человека, чтобы он, наконец, познал себя и перестал лицемерить, вот для этого и нужно наказание, боль, страдания, болезни и унижения.

            Иначе мы бы все просто сгнили заживо. Как уголовники у Макаренко.

 

`P.S.   Наказание нужно не для того, чтобы вызвать страх перед наставником, или даже необходимость считаться с его силой и волей, но чтобы вызвать к нему уважение.

      Разумеется, это актуально в запущенных случаях, когда люди совершенно обесценили всякие слова и разумные доводы.  Как дети, которые привыкли, что на них нет управы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий