Много
удивляюсь я одному странному в нас действию: почему мы, имея помощниками на
добродетель и всесильного Бога, и Ангелов, и святых человеков, а на грех одного
беса лукавого, удобнее и скорее преклоняется к страстям и порокам, нежели к
добродетели? Говорить о сем подробно я не могу и не хочу.
Преподобный
авва Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица.
Наверное, каждый из нас хотя бы один
раз в жизни задавался подобными вопросами:
·
Почему вся
наша жизнь исполнена трудов и страданий и так мало похожа на приятное и
необременительное путешествие? Причем, если даже некоторый период времени
кажется нам беззаботным и упоительным, как правило, он заканчивается роковой
расплатой. И, наоборот, десятилетия трудов и терпения нередко компенсируются в
итоге весьма скромным по сравнению с затратами и уже не особо желанным
вознаграждением. Которое оказывается куда ближе к разочарованию, нежели
свершению заветной мечты.
Хотя, если наш мир действительно создан Богом, да
еще и так сильно любящим нас, то не мог ли этот мир быть бы несколько более комфортным
для нас? Почему так много вокруг несчастных, неудовлетворенных людей? Может и
греха было бы в мире меньше, если бы в нем было меньше нужды и боли?
·
Если Бог
всеведущ и легко проницает саму суть нашу, то к чему все эти испытания? Почему
нужно обязательно смешивать зерна и плевелы?
·
Почему
кающиеся разбойники и блудницы более оправданы, чем незадачливые праведники,
вообразившие, что их труды наконец-то дали хоть какое-то преимущество перед грешниками?
В чем тогда смысл служения Богу и воздержания от греха?
·
Почему абсолютно
все мы грешны и склонны к греху, а всякая добродетель достигается только трудом
и скорбью? Где же наша свобода выбора, если этот выбор по умолчанию
предопределен?
·
Почему все
наши здоровые и вполне естественные желания (есть, спать, размножаться,
развлекаться, веселиться, соперничать друг с другом) оказываются как бы
недостойными? Почему добродетелью признается отказ от всех этих радостей жизни,
хотя воздавая им должное в свое время, мы тоже славим Создателя?
·
Зачем вообще
позволено существование Ада и бесов, если Господь действительно всемогущ и
всеблаг?
·
Не слишком ли
затянулось ли наказание за грехопадение Адама и Евы и каков прок от искупительной
жертвы Иисуса Христа, если нам по-прежнему хочется грешить, но нельзя?
·
Если наш труд
и тщание – лишь суета и ничто, то почему мы не свободны от них?
·
Если
воспринимать жизнь, как компьютерную игру, как некий квест, не слишком ли
запутанны правила и не слишком ли многое зависит от времени и места действия?
·
Если все
пройдет, то каков прок от всякой добродетели и целомудрия?
И, наконец, обобщим всё это
недоумение в один глобальный и всеобъемлющий вопрос: много ли стоит наша
свобода воли, если наши желания и возможности
от нас изначально не зависят? Если они определяются либо слепым жребием
для атеиста, либо неким высшим замыслом, в котором наша роль достаточно банальна:
либо искренне влюбиться в Бога, либо принять смертные муки и вечное наказание.
Чтобы ответить на эти крамольные вопросы,
порассуждаем о логике создания живой сущности, искусственного интеллекта. Здесь
человек выступает точно таким же полноценным Творцом Вселенной, как и Бог для человека. Что
чувствуют цифровые компьютерные персонажи в своем мире, и каким образом можно
отличить подлинно живых из них от обычных симуляций?
Сразу отметим, что тест IQ здесь бесполезен, даже скорее
вреден. Современные методы опознавания человеческого и машинного разума
основываются как раз на избыточной легкости ответов машины на сложные
узкоспециализированные вопросы и полном неумении отвечать на вопросы «детские», открытые, связанные скорее
с чувствами, эмоциями, нежели с передачей информации. Т.е. передача чувств и
эмоций является наиболее сложным, информационноемким и пока абсолютно не
освоенным полем деятельности в сфере информационных технологий.
Но допустим и эта планка взята. Каким
же может быть единственно верный и безошибочный тест на «подлинность»,
«самостоятельность» и аутентичность обитателя такого мира? В чем заключается
подтверждение, что его поведение вызвано не случайной игрой распределения
значений из теории вероятности, но именно живой и самостоятельной волей? Свободной волей? Что перед нами
реальный живой собеседник, а не программа с идеально заложенными алгоритмами
поведения и стандартными вылизанными ответами на все случаи жизни, с заданным
заранее правдоподобным процентом ошибок и даже безумств?
Ответ один: необходимо задать такие
жесткие изначальные условия, заложить
такие мощные желания и базовые инстинкты в этот персонаж, чтобы последовательная
иррациональность поступков и неадекватная исходным кодам игры модель поведения стали
бы неопровержимым свидетельством наличия в персонаже свободы воли, т.е. личности,
огня жизни. Причем неадекватность не в форме безумия, а в форме непостижимой
мудрости, предвидения, ощущения персонажа себя вне игры, не от мира сего.
И наоборот, логика и практичность
– первейшие признаки мертвецов, живых симулянтов, неспособных подняться над
заложенной в них тупой и примитивной программой животных ценностей. И при этом
неважен статус человека: богат он или беден, грешен или праведен, робок или
смел. Важно именно его умение неправильно
реагировать на то, что современные управители-менеджеры называют
«мотивацией», отношение к ней как чему-то совершенно избыточному и нелепому.
Стоит ли говорить, что как только
современные технологии управления человеком достигнут логического предела,
когда эта заданные менеджером «мотивация» станет абсолютно определяющей,
наступит и конец Свободы Воли, и самого человека.
Отметим также, что иного понятия слова «труд», кроме как борьбы с
заложенной в нас от рождения программой бытия, вовсе не существует. Как и
смысла жизни. Всё остальное – лишь игра, видимость, иллюзия.
Богу не нужны фантомы, ему нужны
личности.
"Богу не нужны фантомы, ему нужны личности."-пытаетесь его оправдать? Вы адвокат у Бога?
ОтветитьУдалитьНу уж точно не судья ))
Удалить